Как европейские предприниматели обходят запреты на сотрудничество

В одиннадцать утра на третий этаж офисного здания, расположенного на окраине маленького городка Куновице, поднялся местный гражданин, которого здесь знали как вполне добропорядочного и уравновешенного человека. Зайдя в помещение, рядом с которым проходило заседание совета директоров самолетостроительного завода, гражданин извлек из кармана пистолет. Когда в комнате появились два крупных акционера предприятия, он хладнокровно расстрелял сначала одного, потом другого, ранил генерального директора, а затем выстрелом в голову высадил собственные мозги. Так Карел Мусил отомстил всем за страшную обиду, которой акционеры, якобы, подвергли его родного брата, еще недавно возглавлявшего завод. Так завершился длинный и горький отрезок истории, связанный с приватизацией этого предприятия, известного далеко за пределами Чехии. И так необычно для авиазавода началась иная жизнь - с новыми хозяевами и новыми надеждами. Если нельзя, но очень хочется Самолеты в Куновицах стали делать почти сразу после Второй мировой войны. Отсюда по всему свету разлетались учебно-тренировочные "Як-11", планеры "Бланик", реактивные "Л-29", аэротакси "Морава", труженики сельхозавиации "Злин". А с 1969 года и по сей день здесь производят двухмоторный моноплан для местных линий "Л-410", считающийся одним из лучших самолетов в этой категории. Крохотный городок, расположенный в юго-восточной части Моравии, произвел больше девяти тысяч крылатых машин и планеров, что уже само по себе можно назвать достижением, достойным Книги рекордов Гиннеса. Проблемы начались с возвращением страны в систему рыночных отношений. Несколько раз завод переходил из рук в руки, им владели чехи, американцы, опять чехи, но всегда итог оказывался одинаков: производство сворачивалось, основные фонды разворовывались, инженеров и рабочих в массовом порядке увольняли, зарплату не платили. Короче говоря, восемь лет назад некогда цветущее и знаменитое на весь мир предприятие окончательно пришло в упадок и напоминало скорее руины. Если из заводских цехов и выкатывали в год один самолет, то это было хорошо. Честно сказать, когда в Куновицах объявились очередные владельцы - а это были люди из России, представители Уральской горно-металлургической компании, - то старожилы и их встретили без всякого оптимизма. Уж если даже у американцев ничего не вышло… Однако очень скоро все почувствовали, что жизнь налаживается. А в Чехии начали громко говорить о возрождении Aircraft Industries. Эта история - хорошая иллюстрация того, насколько прочно государства Восточной и Центральной Европы завязаны на экономические связи с Россией, как полезен бывает союз местного бизнеса с российскими инвестициями. По разным оценкам, судьба пятидесяти тысяч рабочих мест в Чехии так или иначе зависит от нашего рынка. Вот почему во властных коридорах Праги так непопулярны разговоры об антироссийских санкциях. Да, Чехия, являясь членом ЕС, обязана подчиняться стратегии, которая исходит из Брюсселя и Вашингтона, однако граждан этой страны всегда отличал здоровый прагматизм, а политические игры их заботят гораздо меньше, чем собственный гешефт. Убедившись в том, что плетью обуха не перешибешь, местные предприниматели, кажется, нашли выход из безвыходного положения: теперь они создают дочерние предприятия за пределами ЕС, а также делают ставку на региональное сотрудничество. К примеру, на днях большая группа чешских бизнесменов вернулась из Ростова-на-Дону, где состоялся двусторонний агропромышленный форум. Гости предложили ростовчанам интересные проекты в области аграрной техники, оборудования для животноводческих комплексов, переработки сельхозпродукции. В свою очередь хозяева выступили с инициативами организации совместных производств в сферах молочного животноводства, семеноводства, строительства логистических комплексов. Такие двусторонние встречи на региональном уровне стали традиционными: чешские предприниматели активно сотрудничают с коллегами из Татарстана, Ульяновской и Воронежской областей. Особенно показателен в этом отношении опыт партнерства Чехии и Урала. Следуя традициям Чиновники из администрации Свердловской области всегда охотно навещают Прагу. И не только от того, что этот город - из числа самых красивых в Европе, а местное пиво славится на весь мир. Представители одного из самых индустриальных регионов России давно уяснили явную выгоду от сотрудничества с Чехией, причем речь идет сразу о пакете: бизнес, культура, образование, здравоохранение, муниципальные связи. Это партнерство не ограничивается, как часто бывает, только подписанием меморандумов о намерениях. Я уже упоминал в начале своей корреспонденции о самолетостроительном заводе в Куновицах. А еще можно привести примеры обмена опытом в сфере энергосберегающих технологий, машиностроения, возобновляемых источников энергии, рационального отношения к природным ресурсам, туризма. "Исторически контакты между нами всегда были крепкими, - говорит заместитель министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Михаил Голубев. - К примеру, Свердловск (теперь - Екатеринбург) и Пльзень - города-побратимы еще со времен СССР. Такие же соглашения скрепляют Нижний Тагил и Хеб. Каждый наш житель сталкивался с плодами этого сотрудничества, скажем, когда пользовался трамваем "Татры" производства ЧССР. С наступлением новых времен прежние связи вначале ослабли, но затем прагматизм опять взял верх. Этому способствовало открытие в 2003 году генконсульства Чехии в Екатеринбурге, а также регулярное прямое авиасообщение между Прагой и столицей Урала. По мнению Михаила Голубева, с чешскими деловыми кругами гораздо легче выстраивать отношения, чем, например, с немцами, у чехов меньше бюрократии, они "ближе к земле". Крупный машиностроительный завод ТОS Varnsdorf, которому от роду больше ста лет, открыл свой филиал в Екатеринбурге. Здесь, как считают чехи, прекрасные возможности для сбыта. Местные предприятия остро нуждаются в модернизации, поэтому спрос на чешскую продукцию стабилен, и гости уже строят планы по строительству второй очереди завода. Другая чешская компания LABARA производит изоляционные материалы для электротехники. Она выкупила на Урале завод-банкрот, создала СП и теперь активно продвигает свою продукцию на российском рынке. И планы тоже интересные: руководители предприятия выступили с инициативой создания здесь чешского национального технопарка. Без оглядки на санкции сотрудничают с Уральским Федеральным университетом ведущие чешские вузы: тут и обмен аспирантами, и реализация совместных научных программ. УрФУ подписал около сорока разных соглашений с университетами ЧР, а в Екатеринбурге открылся центр изучения чешского языка. "Европейские партнеры еще интересны для нас тем, чтобы заимствовать у них новейшие технологии и вместе выходить на рынки третьих стран, - поясняет Михаил Голубев. - Не конкурировать, а развиваться совместно, создавать синергию". На вопрос, что означает сотрудничество на муниципальном уровне, он ответил: в первую очередь, это налаживание человеческих, культурных, общественных связей. Но не только. "Чешские фирмы помогут нам в технической модернизации жилищно-коммунального комплекса, сооружении каскада газовых котельных для обеспечения теплом и горячей водой жителей города Красноуфимск. Кстати, Красноуфимский и Талицкий городские округа подписали протоколы о сотрудничестве с южночешским городом Йиндржихув Градец, а уральский Невьянск выразил желание дружить с Ческе-Веленице. На очереди - обмен туристическими программами. Нам есть, чему поучиться в этом деле у партнеров, уральцы охотно едут лечиться в Карловы Вары и любоваться достопримечательностями Праги. Но и мы не стоим на месте: в Екатеринбурге создан современный музейный комплекс "Ельцин-центр". Наши гости активно интересуются природными заповедниками Среднего Урала, старинными заводами, их не оставляет безучастной тема убийства последнего русского царя и членов его семьи", - отметил Михаил Голубев. Погода - всегда летная И, конечно, не последнюю роль в этой истории играет то, что вот уже семнадцать лет между Екатеринбургом и Прагой существует регулярное воздушное сообщение. Зимой "Уральские авиалинии" выполняют в столицу Чехии два рейса в неделю, летом - три. Но поскольку уральцы работают в партнерстве с "Чешскими авиалиниями", то фактически рейсов в два раза больше. Генеральный директор "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов не без оснований гордится чешским направлением. Сергей Скуратов: Для компании, которая позиционирует себя, как региональная, это уникальный пример. Очень большие усилия надо затратить, чтобы "накатать" европейский маршрут, закрепиться на нем, получить и удержать пассажира. Тогда напрашивается вопрос: как вам удался этот фокус? Сергей Скуратов: За счет качественных показателей. Регулярность полетов - это раз. Парк самолетов: он у нас состоит исключительно из машин "Эрбас", такие же эксплуатируют и наши чешские партнеры, пассажиру это привычно. Высокая безопасность полетов. Европейский сервис. Нас постоянно инспектируют по международным стандартам ISO, таких проверок бывает до тридцати в год и, надо сказать, это всегда трудный экзамен. Проверяют самолет, опрашивают пассажиров и экипаж. Наш коэффициент по итогам таких инспекций всегда в два раза выше допустимого, а это очень хороший результат. Иными словами, можно ли считать, что вашу компанию в Европе воспринимают как вполне серьезного полноправного игрока на рынке авиаперевозок? Без всяких скидок на ее региональное происхождение. Сергей Скуратов: Именно так. А иначе никак нельзя. Мелочей нет, все может сказаться на результате. Какова структура пассажиропотока на маршруте Екатеринбург-Прага? Вы изучали, кто эти люди и с какой целью они направляются в Европу? Сергей Скуратов: Примерно 75 процентов - туристы, 25 - бизнесмены. Если иметь в виду Европу, то кроме Праги мы регулярно выполняем рейсы в Мюнхен, Барселону, Париж, Рим. Я сам часто летаю и в последнее время заметил: многие авиакомпании в целях экономии перестали на борту кормить пассажиров. Те же "Чешские линии" на маршруте Прага-Москва-Прага даже напитки предлагают только за деньги. Сергей Скуратов: Как-то мы провели опрос наших пассажиров, разделив их на категории по уровню достатка или, можно сказать, по их социальному статусу. И оказалось, что у всех в числе приоритетов на одном из первых мест стоит требование к качеству и ассортименту бортпитания. Даже у самых состоятельных. В воздухе любой человек подсознательно испытывает нервный стресс, и справиться с ним легче, плотно перекусив. Поэтому остались верны старой традиции. Были какие-то трудности в отношениях с европейскими партнерами? - Продолжал я допытываться у гендиректора. - Все-таки у них свои устоявшиеся представления о бизнесе, правилах игры. Сергей Скуратов: Нет, правила везде одинаковы. Если же говорить о трудностях, то они связаны с нормальной конкуренцией, борьбой за клиента. На рынке только путем проб и ошибок можно прийти к оптимальным решениям, например, определить частоту рейсов, поставить на маршрут борты с нужной вместимостью. Сейчас в связи с войной санкций, падением курса рубля сильно уменьшился ваш пассажиропоток? Сергей Скуратов: При полетах за рубеж - да, пассажиров стало меньше процентов на 25-30. Зато полеты внутри России дали прирост, причем солидный. Здесь сказалось много факторов. Скажем, такой немаловажный, как разумные тарифы. И все же, какие новые задачи пришлось решать в связи с кризисными явлениями последних лет? Сергей Скуратов: Мы сработали на опережение. Построили вот этот современный офис, где мы с вами беседуем. Закончили оборудование центра технического обслуживания. Сделали тренажерный центр и приобрели тренажер, имитирующий полеты на лайнерах типа "Эрбас". Такие в России есть только у трех авиакомпаний. Тренажер на 95 процентов имитирует настоящий полет, на нем можно отрабатывать практически все возможные аварийные или особые ситуации. Мы также прекрасно сознавали, что нужно сокращать издержки. Для этого пригласили консалтинговых специалистов из Германии, они три месяца изучали всю нашу деятельность. И что, для этого надо было обязательно приглашать дорогих иностранцев? А свои - не могли увидеть те же резервы? Сергей Скуратов: Иногда нужен взгляд со стороны. Эти ребята знают, как все устроено в той же "Люфтганзе", как экономят в "Эйр Франс". По итогам своей работы немцы преподнесли нам толстенный том со своими рекомендациями. Когда мы начали им следовать, экономия в год составила около 15 миллионов долларов. И процесс еще продолжается. Ну, хорошо, а вот интересно, у нас есть чему поучиться - тем же чехам? Сергей Скуратов: Наверное, да. Я уже упоминал про центр технического обслуживания. Там наши специалисты сегодня делают все виды техобслуживания воздушных судов. Все! Раньше для этого нам приходилось гонять самолет в Европу. А теперь все делаем сами, вплоть до полной разборки-сборки воздушного судна. Кстати, работу этого подразделения тоже очень жестко контролируют комиссии, составленные из независимых специалистов, представляющих разные страны. На основании их выводов или продлевается сертификат на эксплуатацию воздушного судна или закрывается, середины нет. Вся документация на обслуживание самолетов составлена на английском языке, причем без права перевода на русский - во избежание ошибок. То есть всем нашим специалистам пришлось овладеть техническим английским. Какие новые европейские премьеры в ваших планах? Сергей Скуратов: Из Москвы собираемся летать в Лиссабон и Барселону. В 2017-м году планируем перевести семь миллионов пассажиров. К 37 уже имеющимся самолетам добавятся еще три. Если иметь в виду общий товарооборот между Чехией и Россией, а также взаимные потери от войны санкций, разумеется, картина предстанет совсем не радостная. Говорить об этом - значит ломиться в открытые двери. Но нельзя закрывать глаза и на те позитивные шаги, которые страны - хотя бы так, на региональном уровне, - делают навстречу друг другу. Региональные связи - повод для оптимизма и надежды, залог того, что все-таки возобладает здравый смысл и цивилизованный мир от конфронтации опять вернется к сотрудничеству. Когда я брал интервью для "РГ" у Милоша Земана и спросил его, не собирается ли глава государства нанести визит в Россию, то чешский президент ответил так: "Если я буду планировать такую поездку, то вначале обязательно заеду в Екатеринбург и Казань". То есть Земан прекрасно понимает важность подобных контактов. Кстати, как сообщили мне в канцелярии чешского президента, подготовка такого визита уже началась. Возможно, он состоится осенью.

Как европейские предприниматели обходят запреты на сотрудничество
© Российская Газета