«Трансаэро» против «Натали Турс»

Авиакомпания добивается, чтобы бывший партнер рассчитался по старым долгам 10 мая Арбитражный суд Московского округа подтвердил взыскание 5,8 млн долларов с ООО «Натали Турс» в пользу авиакомпании «Трансаэро». Таким образом, кассационная жалоба была отклонена. Есть ли шансы у авиакомпании взыскать эту сумму и какие последствия могут возникнуть по отношению к туроператорскому бизнесу под брендом «Натали»? Напомним, что претензии к «Натали Турс» у авиаперевозчика возникли по итогам многолетнего сотрудничества, – агентское соглашение, на которое ссылается истец, датировано еще ноябрем 2002 года. По каким причинам менеджмент «Трансаэро» допустил образование задолженности, остается только гадать. Видимо, сказались хорошие отношения между собственниками. Теперь всё изменилось, так как перевозчик, очевидно, не собирается прощать этот долг. Судя по тому, как развиваются события в залах суда, с юридической точки зрения чаша весов склоняется в пользу «Трансаэро». Два иска со стороны «Натали Турс» к авиакомпании – о признании недействительным дополнительного соглашения к агентскому договору и о взыскании убытков в 402 млн рублей – не сработали. И теперь, после того как кассация подтвердила решение о взыскании с ООО «Натали Турс» 5,8 млн долларов, у «Трансаэро» появятся основания обратиться к судебным приставам и добиваться признания должника банкротом. Наблюдателей из числа туристов, турагентов и других партнеров компании интересуют уже не столько детали этого разбирательства, сколько возможные последствия. Известно, что ООО «Натали Турс», к которому у «Трансаэро» есть претензии, выведено из реестра туроператоров и даже переименовано в ООО «Новелла Турс», а туроператорский бизнес под брендом «Натали Турс» сейчас ведет ООО «Панорама Тур». Именно через эту компанию отправляются на отдых туристы. Фирма зарегистрирована по другому адресу, имеет другого генерального директора и учредителя, так что с ООО «Натали Турс» ее связывает разве что бренд и сайт. По словам юриста Георгия Мохова («Персона Грата»), у представителей «Трансаэро» вряд ли есть шансы взыскать вышеуказанные миллионы с «Натали», оставаясь в рамках закона, ни по процедуре банкротства, ни с помощью приставов. Денег на счетах, скорее всего, нет, имущества тоже. Варианты дальнейшего развития событий могут быть самыми разными. Не исключены, например, попытки давления на должника. «Есть прецеденты, когда приставы являлись по адресу должника и описывали имущество, которое там физически находилось. Поди потом доказывай, что тот или иной компьютер принадлежит совсем другой фирме. У меня был такой случай – транспортная фирма задолжала банку, и тот добился, что приставы арестовали автомобили, уже принадлежащие другой компании, но находящиеся в том же автопарке», – отметил Георгий Мохов. Теоретически в случае начала процедуры банкротства споры могут возникнуть и по поводу нематериальных активов, но это при условии, что торговая марка «Натали Турс» всё еще числится за одноименной компанией. По информации из осведомленных источников, это не так. Кроме того, совместное использование торговой марки не влечет признания ответственности нового юрлица по долгам старого. Да и сам бренд в отрыве от бизнеса вряд ли представляет ценность. То есть если цель юристов «Трансаэро» не напакостить собственникам «Натали», а взыскать деньги, то это не их путь. С точки зрения закона остается, наверное, только один вариант дальнейшей эскалации этого конфликта. Статья 53.1 ГК РФ и пункт 4 статьи 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает возможность привлечения к субсидиарной ответственности должностных лиц и собственников компании. Правда, Георгий Мохов обращает внимание, что это может произойти только в случае, если кредиторы докажут, что в результате тех или иных виновных действий возникло преднамеренное банкротство и причинение убытков кредиторам. В частности, если были какие-то транзакции, отчуждающие имущество, то они могут быть оспорены. Практика субсидиарной ответственности у судов уже есть. Невзирая на тревожный информационный фон, собственники «Натали Турс» сохраняют олимпийское спокойствие. Президент и совладелец компании Владимир Воробьёв в своем апрельском интервью заявил, что старое юрлицо выведено из операторской деятельности и теперь история с судами не имеет никакого отношения к текущей работе. Аналогичный комментарий он дал и в мае. «Всё, что в «Трансаэро» могли сделать, они уже сделали. Их целью было путем широкой огласки и муссирования темы банкротства принудить нас к неким действиям, это не удалось», – сообщил он корреспонденту HotLine.travel. По его словам, вопросы по поводу дальнейших вариантов развития событий надо адресовать в «Трансаэро», при этом учитывать, что сама авиакомпания находится в процессе банкротства. Редакция HotLine.travel отправила запрос в «Трансаэро» и опубликует ответ, как только он будет получен. А пока надо отдать должное Владимиру Воробьёву – он, несомненно, обладает даром убеждения. Его уверенность передается и розничным партнерам. В группе «Трэвел Президиум» на Фейсбуке глава «Квадра Тур» Стелла Шиукаева написала буквально следующее: «Никаких переживаний у нас нет. При этом мы имеем самое большое количество офисов под брендом НТ». Вопреки всем прогнозам скептиков агентства не отвернулись от «Натали Турс» – в рейтингах предпочтения сотрудничества по Испании, составленных «БАНКО» накануне лета-2017, позиции туроператора только усилились: компании удалось привлечь дополнительные агентские голоса. Об итогах опроса турагентств читайте в ближайших публикациях.