Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Парки будущего

С продвижением тезисов «открытый город», «город для молодежи», появлением новых видов физической активности, с возникновением моды на здоровый образ жизни в России и мире становятся популярными площадки для проведения молодежного досуга. Многие считают, что старт этому направлению дал новый формат торговых центров, взявших на себя, кроме основной, задачу организации досуга и развлечения посетителей. Аналитики коммерческой недвижимости утверждают, что площади, предназначенные для молодежи в рамках ТРЦ – батуты, скалодромы, веревочные парки — приобретают все большую популярность. И в случае перераспределения площадей владельцы стремятся такие зоны не уменьшать, а даже увеличивать: заполняемость у них хорошая, доходность хоть и небольшая, но вполне стабильная.
По мнению руководителя отдела ритейл консалтинга департамента торговых площадей компании JLL , такая тенденция связана со стремлением к разнообразию и охвату разных возрастных групп со стороны владельцев ТРЦ.
Новый тренд заключается в том, что на смену «околоспортивным» форматам (каткам и боулингам) приходят настоящие «экшн-парки». Еще одно направление – это центры игрового обучения – авиатренажеры, радиоуправляемые модели и пр. Новый формат активного отдыха, досуга и развлечений подходит как для молодежи, так и для семей в целом, говорит Жилкина.
Такова ситуация и в Москве, и в других крупных городах.В Брянске, например, большие потоки молодежи привлекает огромный ТРЦ «Аэропарк» – площадью в 116 тыс. кв.м. В нем открыт «Экстрим-Парк Атмосфера», батутный парк и детский парк «Бумеранг».
«Если посещаемость «Аэропарка» в целом составляет 900 тыс. человек в месяц, то на тематические зоны для молодежи приходится 50000 – 60000 человек, -говорит , пресс-секретарь ТРЦ «Аэропарк». - В глазах властей владелец такого центра выглядит выигрышно – не только как успешный организатор торговли, но и пропагандист идей здорового образа жизни среди молодежи».
Что касается более крупных объектов, то, как объясняет заместитель директора Научно-исследовательского и проектного института Генерального плана Москвы Олег Баевский, генеральные планы городов не предусматривают детального зонирования территорий, в таких документах прописывается лишь их общее назначение – например, социальная функция. В дальнейшем, при разработке планировки участка заказчик строительства сам решает, в какой пропорции и какими именно объектами будет заполнена та или иная площадка. По мнению Баевского, более активная организация молодежных досуговых центров последнего времени связана с тем, что молодежь – благодарная аудитория: многого не просит и с энтузиазмом воспринимает то, что предлагается.
О том, что многие компании идут по этому пути подтверждает пример ГК «Сити-21 век», известной в столице и Подмосковье проектами с названием «миниполисы». Примерно 20% от общего объема дворовой инфраструктуры жилых объектов девелопер отдает под зоны воркаута, размещение спортивных тренажеров, роллердромов, под специально обустроенные беговые ивелодорожки. Создаются также площадки, предназначенными для мини-футбола, волейбола, баскетбола и т.д. К такой тактике компанию подтолкнули опросы жителей. В целом, по словам Ольги Володиной, директора по развитию социально-градостроительной концепции «Сити-21 век», кризис повышает клиентоориентировнность девелоперов.
Что касается самостоятельных досуговых площадок, не связанных с жильем или торговыми площадями, то, по общему мнению, их появление связано с предпринимательской инициативой людей, которые и сами разделяют ценности молодежной аудитории: предпочитают катание на роликах и скейтбордах, посещают скалодромы, горные склоны и т.д. Дмитрий Комков рассказывает, что в пригороде Брянска открыты два крупных тематических центра для молодежи – «Варяг» и «Лапландия». Оба владельца объектов – молодые предприниматели, живущие в непосредственной близости от этих центров. В одном из парков, отличающихся холмистым рельефом, установлены подъемники для занятий горнолыжным спортом. О полноценном курорте здесь говорить сложно, но у молодежи эта территория популярна.
Сергей Кремнев, архитектор, директор АНО «РАТИ» говорит о том, что сегодня общественное пространство Ярославля становится более коммерческим и туристическим.«Улица сама по себе не нужна молодежи. Это молодежь нужна улице, чтобы выглядеть привлекательной. Без молодежи на улице любая среда выглядит уныло.Задача города предложить поколению next новые и забытые сценарии совместных переживаний. Спортивные же площадки требуют обслуживания, которого не может обеспечить администрация», – говорит Кремнев.
Отчасти функцию привлечения юношей и девушек в городе выполняет набережная, соперничать с ней по популярности может лишь местный ТЦ «Аура». Личный опыт Сергея Кремнева связан с поиском площадок для организации молодежного досуга, а также с проектом «Текстиль», промышленной зоной текстильного предприятия. Целый год на ее территории просуществовал велопарк, который создавался любителями велосипедного экстрима: ребята своими силами отстроили сложные рельефы для катания. Нужна была поддержка города – пусть не для создания спортивной инфраструктуры, а хотя бы оплаты аренды цехов фабрики. Но договариваться всегда сложно, поэтому велопарк уступил место другим проектам, рассказывает Кремнев.Другой пример – компании «Go-Active» – максимально приближен к мировому опыту, где создание молодежных центров типа «экшн-парк» стало вполне успешным направлением бизнеса. Сейчас компания занимается проектами в Москве, Евпатории, Московской и Ярославской областях. Как объясняет Борис Шугаев, руководитель компании, такие проекты вполне возможны в городах с населением от 200 тыс. жителей, хотя, конечно, максимально успешны в мегаполисах.
По словам Шугаева, «Go-Active» выступает в качестве управляющей компании, осуществляющей маркетинг и продвижение проекта, работает по приглашению девелоперов, уже имеющих в аренде или в собственности свободные площадки. На них и создают экшн-парки – крытые, открытые или смешанного типа, учитывая короткие сроки теплого сезона в России. Объем площадей парка может быть разным – от 1 тыс. кв.м до небольшого стадиона.
Идея парка заключается в максимально широком наборе «активностей», чтобы посетитель мог попробовать свои силы в скалолазании, паркуре, воркауте. Этим парки выгодно отличаются от тематических центров, где есть, например, только батуты или оборудование для скейтинга. Время пребывания клиента в многофункциональном парке более продолжительно, а это увеличивает цену чека. Стоимость посещения составляет примерно 1200 рублей за 1,5-2 часа. Охват аудитории тоже шире: в парки приходят не только фанаты одного вида развлечений и досуга, а самые разные люди.
Минимальные бюджеты проекта для успешного старта также не велики – начиная от 4 млн, если к месту действия подведены коммуникации. Каркасно-тентовые манежи для всесезонных объектов с установкой оборудования потребуют больше вложений – примерно 12 млн руб. Хотя все зависит от спортивной инфраструктуры. Бюджеты могут быть и на порядок больше. Срок окупаемости вложений составляет примерно два – три года.
В мире этот бизнес относят к быстро растущим целевым рынкам для молодежной среды. Который, по прогнозам Бориса Шугаева, будет активно развиваться и в России. Пока же отношение к нему осторожное. Крупным компаниям это не слишком интересно, среднему и малому бизнесу сложно идти на риск - нет понимания того, как можно коммерциализировать площадку, где сам проводишь досуг. А опыт привлечения профессиональных компаний типа «Go-Active» еще не наработан. Да и профессиональных управляющих компаний в этой сфере очень мало. Словом, все только начинается.