Ресурс соучастия

В современных условиях нужно вести себя так, как Алиса из книги Льюиса Кэрролла: бежать как минимум в два раза быстрее, чтобы просто двигаться, а не стоять на месте. Причем так нужно действовать не только региональному руководству, но всем активным гражданам. Так как развивать регион? К чему стремиться? Какие цели ставить? Когда я приступил к исполнению обязанностей губернатора Новгородской области, здесь уже была принята Стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года. Разработана она была пять лет назад чиновниками профильных департаментов и основывалась на количественных значениях самых различных показателей — от валового регионального продукта и численности населения области до количества детских дошкольных образовательных учреждений в регионе. Аналогичные документы были разработаны — вернее, если говорить честно, схематично спроектированы с областной стратегии — и в каждом муниципалитете. Спустя пять лет многие оценки ситуации в регионе, которые легли в основу этой стратегии, устарели. Изменилась ситуация в глобальной экономике, некоторые инвесторы, которые были готовы вложиться в производство в Новгородской области, передумали, а на их месте появились совершенно другие. Другими стали многие векторы стратегического развития на федеральном уровне. Сам подход, который использовался, не соответствует задачам опережающего развития. Кроме того, даже самые активные граждане, живущие и работающие в области, ничего не знали о стратегии, для них это был «чужой» документ. Потому первое, что я сделал на новом посту, — пригласил людей вместе подумать о будущем региона. В каждом из муниципальных районов области были проведены общественные сессии с участием абсолютно разных людей: предпринимателей, работников социальной сферы, просто активных граждан. Еще одна серия мероприятий — уже по отраслям (предпринимательство, социальное развитие, культура и туризм) — завершилась в эти дни в Великом Новгороде. Всего в работе приняли участие более двух тысяч жителей. Сторонним критикам эти общественные сессии, разумеется, немедленно напомнили привычные «народные программы» и прочие уже знакомые квазидемократические инструменты. Но те, кто находился внутри процесса, немедленно поняли разницу. В первую очередь, надеюсь, они оценили, что общение строилось не «по вертикали», а горизонтально. Не чиновники нисходили, чтобы услышать «глас народа», а равноправные граждане квалифицированно обсуждали, как обустроить место своего жительства. Кажется, нам удалось разрушить искусственную пирамиду, в которой власть и население разнесены по полюсам и находятся в непримиримом антагонизме. Это оказалось несложно, поскольку антагонизм этот во многом надуманный. Чиновник, особенно в муниципалитете или даже небольшом регионе, перед тем, как попасть в рабочий кабинет, отводит своего ребенка в тот же детский сад, что и остальные сограждане, покупает продукты в тех же магазинах. Исключив эту неестественную иерархию, мы получили ощутимое преимущество: из привычного сбора жалоб диалог превратился в поиск решений. Вместо того чтобы просто требовать улучшений, участники дискуссии приступили к анализу ресурсов, необходимых для реализации их запросов. Мы исходили из простого принципа: задача власти — помочь людям жить так, как они хотят. Не обеспечить или гарантировать, а помочь! Управленческий смысл наших общественных сессий вполне прозрачен. Как минимум — это консолидация здоровых и креативных сил на уровне региона. Мы увидели людей, готовых сделать многое, если им немного помочь. А помогать надо именно сильным, я в этом уверен. А уж они обеспечат достойную жизнь для всех остальных. Любой чиновник знает, как трудно бывает принимать рациональные решения в условиях патерналистской модели. Простой пример. Из года в год в Новгородской области гигантские деньги вкладывались в ямочный ремонт дорог. Очевидно нерациональное расходование бюджетных средств, но сам принцип размазать ресурсы тонким слоем по всем муниципалитетам был продиктован желанием угодить всем сразу, потому что все требуют внимания. Есть иное решение: отремонтировать дороги хорошо, раз и навсегда, но гораздо меньшими темпами и постепенно. Что мешало? Мешало отсутствие общественного согласия. Я убежден, у нас нет и не будет других ресурсов помимо тех, что мы сами создадим. Просто важно относиться к бюджету области, как и к бюджету своей семьи: сколько заработаем, столько и потратим. Развитие любой территории немыслимо без целеполагания. Недопустимо, когда органы управления действуют по принципу «дожития», лениво реагируя на обращения граждан и лишь притормаживая падение качества жизни людей. Качество это закономерно будет ухудшаться, если ежедневно не уделять внимание программированию развития. Адекватная стратегия регионального развития должна быть ориентирована на быстрые, ощутимые, но при этом системные изменения, на серьезные перемены к лучшему в инфраструктуре, экономике и социальной сфере. Автор — временно исполняющий обязанности губернатора Новгородской области

Ресурс соучастия
© Известия