Керосин взлетает

Авиакомпании заправляют баки Восстановление пассажиропотока российских авиакомпаний приводит к постепенному росту потребления авиакеросина. По данным "Газпромнефть-Аэро", в первом квартале спрос вырос на 4%, достигнув уровня начала 2015 года. При этом, по мнению компании, на рынке существует "небольшой профицит" керосина, сбалансировать который получается за счет поставок за рубеж. Объем розничного потребления авиационного керосина в РФ в первом квартале 2017 года вырос на 4% по сравнению с началом 2016 года, сообщил гендиректор "Газпромнефть-Аэро" Владимир Егоров в рамках топливного форума IATA в Петербурге. Таким образом, показатели рынка вернулись к уровню начала 2015 года. Объемы розничной реализации топлива самой "Газпромнефть-Аэро" в первом квартале выросли на 3% до 464 тыс. тонн, но пока так и не достигли уровня начала 2015 года (563 тыс. тонн). Господин Егоров также отметил, что внутрироссийская цена на топливо по-прежнему ниже, чем в европейских аэропортах, несмотря на "налоговый маневр", снизивший размер экспортных пошлин на нефтепродукты. По словам топ-менеджера, тенденция роста спроса объясняется тем, что на российском рынке уже полгода наблюдается рост перевозок. В пресс-службе группы S7 подтвердили "Ъ", что потребление топлива растет пропорционально объемам перевозок, которые с начала года увеличились на 16%. Господин Егоров отметил, что на росте перевозок положительно сказалась госпрограмма субсидирования полетов, в том числе на Дальнем Востоке. На спрос также "влияет развитие турпотока, как внутреннего, так из сопредельных государств", в частности, из Китая. В других компаниях -- крупнейших игроках рынка авиатоплива, "Роснефти" и ЛУКОЙЛе, не дали комментариев. По данным Росавиации, за январь--апрель российские авиакомпании нарастили перевозки на 20,6%, до 27,09 млн пассажиров. По данным отчета группы "Аэрофлот", в первом квартале 2017 года расходы на топливо составили 21,05% от общих затрат, что на 3,5 процентного пункта выше, чем за аналогичный период 2016 года. При этом за первый квартал цена на авиатопливо выросла на 22,75%. Впрочем, рост цен на авиакеросин зимой -- характерная особенность этого рынка в России, так как керосин используется для выпуска зимнего дизтоплива. В целом этой зимой керосин на бирже СПбМТСБ стоил примерно так же, как и в предыдущем году, оставаясь в пределах 32-34 тыс. руб. за тонну, если исключить декабрьские пики, вызванные аномально холодной погодой. Во внебиржевом сегменте, где продаются основные объемы авиакеросина по прямым контрактам поставщиков с авиакомпаниями, цены были на 2-3 тыс. руб. на тонну ниже и сейчас находятся на уровне 30 тыс. руб. за тонну (в прошлом году на ту же дату -- 26 тыс. руб. за тонну). По мнению Владимира Егорова, на внутреннем рынке наблюдается "небольшой профицит" топлива. Но структура бизнеса компании -- 75% топлива поставляются в рамках формульных контрактов -- позволяет сбалансировать бизнес и поставлять значительную часть объема топлива на экспорт. В первом квартале 2017 года объем заправок за рубежом увеличился в три раза по сравнению с началом 2016 года и составил 52,1 тыс. тонн. К 2025 году "Газпромнефть-Аэро" рассчитывает поставлять в год на экспорт не менее 1 млн тонн. К этому же сроку доля компании на розничном рынке может достигнуть 31%, общий объем продаж керосина -- 5,5 млн тонн, а число собственных ТЗК достигнет 60 (из них девять за рубежом). По мнению Михаила Турукалова из "Аналитики товарных рынков", спрос на перевозки пока мало влияет на стоимость керосина, которая остается стабильной и в большей степени зависит от структурных факторов, таких как динамика цен на нефть, модернизация НПЗ и влияние "налогового маневра". Господин Турукалов отмечает, что сейчас, несмотря на ремонты на НПЗ, авиакеросина на рынке достаточно. Елизавета Кузнецова, Юрий Барсуков

Керосин взлетает
© Коммерсант