Сохранят ли в регионах Урала льготу по налогу на движимое имущество

Напомним, нулевая ставка налога на движимое имущество (к нему относятся, к примеру, железнодорожный подвижной состав, станки, промышленное оборудование) была введена в России с 1 января 2013 года и распространялась на новую технику. Таким образом правительство пыталось стимулировать инвестиционную активность предприятий и увеличить их вложения в модернизацию производственных мощностей. Судя по заявлениям членов Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП), цель была достигнута: компании действительно стали более активно инвестировать в развитие и не свернули программы даже в разгар кризиса. - Именно в период действия льготы многие предприятия Свердловской области существенно обновили основные фонды, приобрели новое технологическое оборудование и транспорт. Ее отмена приведет к удорожанию основных фондов предприятий на 10-20 процентов. По сути, в таком случае возникнет противоречие с заявлениями руководства страны о недопущении усиления нагрузки на бизнес: она неизбежно возрастет, - говорит первый вице-президент СОСПП Михаил Черепанов. 28 крупных предприятий Среднего Урала уже обратились к областным властям с просьбой сохранить льготу. - В противном случае есть риск сокращения объемов закупки, удлинения сроков реализации начатых инвестпроектов и смещение старта запланированных, - комментирует представитель одной из компаний Алексей Гребенкин. - Наша потеря в случае отмены льготы в Свердловской области составит порядка 700 миллионов рублей. Эти деньги сейчас с лихвой компенсируются инвестпрограммами предприятия, социальной активностью и закупочной деятельностью. По словам Михаила Черепанова, еще одно возможное негативное последствие - миграция бизнеса из тех регионов, где льготу отменят, туда, где ее удастся сохранить. Кроме того, вновь станут активно использоваться "серые" схемы ухода от налогов, такие как дробление имущества, его регистрация на физических лиц или перевод на баланс организаций, работающих в рамках упрощенной системы налогообложения. - Это может привести к уменьшению поступлений в областной бюджет. Регион не только не увеличит доходы, но и потеряет свою привлекательность в глазах инвесторов, - итожит Михаил Черепанов. Возможное негативное последствие - миграция бизнеса из тех регионов, где льготу отменят, туда, где ее удастся сохранить В правительстве Свердловской области ситуацию оценивают далеко не так однозначно. Министерство экономики в целом поддерживает позицию предпринимательского сообщества и опасается, что отказ от льготы ухудшит инвестиционный климат территории. Министерство финансов, в свою очередь, больше склоняется к тому, чтобы взимать налог: в ситуации, когда бюджет на протяжении ряда лет дефицитен, добровольно отказываться от дополнительного источника дохода чиновники считают неуместным. Еще один довод минфина сводится к тому, что, введя дополнительную льготу для бизнеса, можно лишиться части федеральных субсидий. Связь простая: решение о выделении субсидий принимается исходя из того, исчерпал регион собственные возможности заработать или нет. Если у него был шанс самостоятельно пополнить казну, но он им не воспользовался, пусть пеняет на себя. - Необходимо оценить и положительный, и отрицательный эффекты от принятия льготы по налогу на движимое имущество на региональном уровне в разрезе всех секторов экономики и субъектов предпринимательской деятельности, - говорит Владимир Терешков, председатель комитета по бюджету, финансам и налогам Законодательного собрания Свердловской области. - Но сделать такие расчеты быстро невозможно. Поэтому мы предлагаем в 2018 году установить нулевую ставку, а тем временем грамотно и обоснованно оценить ситуацию. Потом можно было бы ввести дифференцированную систему налогообложения в зависимости от вклада конкретного предприятия в экономику региона. По данным Терешкова, региональный законопроект, касающийся налога на движимое имущество, будет подготовлен в июне, а в октябре-ноябре, до верстки консолидированного бюджета, его планируют принять в окончательной редакции. На Южном Урале подсчитали, что от предоставления налоговой преференции собственникам движимого имущества областной бюджет в 2015 году потерял 2 миллиарда 687 миллионов рублей - 20,7 процента от общей суммы уплаченного налога. Льготой тогда воспользовались 3,9 тысячи предпринимателей (30,8 процента от общего числа плательщиков налога). Введя дополнительную льготу, можно лишиться части федеральных субсидий: если у региона был шанс самостоятельно пополнить казну, но он им не воспользовался, пусть пеняет на себя Союз промышленников и предпринимателей (СПП) Челябинской области включил вопрос о сохранении востребованной бизнесом льготы в повестку ближайшего заседания. - Мы не поддерживаем меры, ухудшающие положение бизнеса в нынешних сложных экономических условиях, - говорит исполнительный директор СПП, бизнес-омбудсмен региона Александр Гончаров. - В этой ситуации все зависит от взаимодействия бизнеса и региональной власти. Напомним, в прошлом году после консультаций с бизнес-сообществом в регионе были установлены существенные льготы по налогу на прибыль и имущество для широкого круга инвесторов, а нижний порог вложений для компаний, имеющих право ими воспользоваться, снижен до 8 миллионов рублей. Вместе с тем на Южном Урале не был введен мораторий на действие новой кадастровой стоимости недвижимости, хотя такая возможность предусматривалась законом. - От отмены льготы бюджет получит сиюминутную выгоду, тогда как рост налоговой нагрузки на бизнес может окончательно подкосить небольшие машиностроительные предприятия, - говорит директор такой компании Владимир Охрименко. По его словам, многие заводы, стремясь оптимизировать расходы, и так вывели транспортное обслуживание на аутсорсинг. После отмены льготы подрядчики гарантированно поднимут цены на свои услуги, и основной удар опять же придется на производственников. В Законодательном собрании Челябинской области "РГ" сообщили, что вопрос целесообразности сохранения льготы на движимое имущество депутаты и правительство области проработают совместно с управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области до 1 октября 2017 года. комментарий Максим Марамыгин, директор института финансов и права УрГЭУ: - Перевод льготы по налогу на движимое имущество на региональный уровень хорошо укладывается в идеологию федеральных властей, которые пытаются сократить субсидии регионам и предлагают им зарабатывать самостоятельно. Пока эта льгота существовала на уровне Федерации, она была дополнительным козырем, дававшим властям субъектов моральное право просить больше субсидий на пополнение бюджетов. Скоро такого козыря у них не будет. Нынешние разногласия минфина и минэкономики абсолютно предсказуемы. Дело в том, что задача первого сводится к тому, чтобы собрать деньги, а задача второго - показать процент прироста производства. Так как эти две функции разведены, появляются такие диаметрально противоположные позиции. И каждый по-своему абсолютно прав. Можно ли создать методику расчета вклада отдельных предприятий в экономику региона? Да, но она будет очень субъективной. Мне кажется, проблему проще решить с помощью совета экспертов. Льготы могут быть частью глобальной инвестиционной программы региона. Решать вопрос об их предоставлении нужно исходя из темпов прироста экономики. Если они выше, чем в целом по стране, то устанавливать льготы будет уместно, а если ниже - то вряд ли. Справка "РГ" Согласно статье 380 Налогового кодекса РФ юридические лица рассчитывают налог на имущество исходя из ставки 2,2 процента. Регионы вправе утверждать свои ставки при условии, что они не будут превышать общефедеральную. Кроме того, субъекты РФ могут вводить в действие дифференцированные ставки, зависящие от категории налогоплательщика.

Сохранят ли в регионах Урала льготу по налогу на движимое имущество
© Российская Газета