Аренда автомобилей на пороге перемен

Ниши Рынок аренды автомобилей в Петербурге имеет серьезный потенциал для роста. При этом, как говорят эксперты, появление новых сервисов, таких как каршеринг, изменит ландшафт этого бизнеса в ближайшие годы. Роман Русаков Рынок аренды автомобилей в Санкт-Петербурге достаточно развит и практически не уступает рынкам Западной Европы и Северной Америки. В России же он уступает только московскому рынку автопроката, вместе с которым они составляют 95% всего российского рынка аренды автомобилей. Алексей Калачев, эксперт-аналитик ГК "Финам", считает, что остальные регионы тоже показывают рост в этом сегменте, хотя и отстают с большим отрывом. "Определяющими факторами являются деловая активность центральных для экономики страны регионов, а также их значение на карте туристических потоков. По этим факторам Москва и Петербург -- вне конкуренции. Естественно, что в Петербурге, как и в столице, как и в любом крупном европейском городе, присутствуют мировые сети аренды автомобилей и лидеры рынка, такие как, Avis, Sixt, Hertz и Europcar. Представлены и местные игроки", -- говорит господин Калачев. Большая разница Однако между рынками Москвы и Санкт-Петербурга есть одна существенная разница: московский рынок перенасыщен, в то время как рынок Петербурга, хоть и имеет достаточно серьезную конкуренцию, все же сохраняет большой потенциал роста, прежде всего -- в туристической и корпоративной сферах. Например, по данным пресс-службы ГК "Автоспеццентр", в западных странах аренда авто предприятиями и компаниями составляет 80% всех сделок отрасли, в то время как в Петербурге всего 20%. На туристический сектор приходится 5% сделок по аренде авто, учитывая, что Северная столица традиционно пользуется у туристов популярностью. "Всего на две эти сферы -- туризм и корпоративную аренду -- приходится около 25% всего рынка, что позволяет говорить о наличии потенциала для роста рынка аренды и проката автомобилей в Санкт-Петербурге", -- отмечают эксперты "Автоспеццентра". Однако есть и сдерживающие факторы для развития этого вида бизнеса в России в целом и в Санкт-Петербурге в частности. В первую очередь это низкая информированность людей о данной услуге. Невысокий спрос и низкая конкуренция позволяют компаниям удерживать высокие цены на свои услуги. Так, еще в 2014 году, до кризиса, в России были самые высокие тарифы на аренду авто, в среднем они составляли $133 в сутки, для сравнения, в Великобритании эта цифра достигала лишь $79, приводят данные в "Автоспеццентре". Одна беда "Главной проблемой бизнеса по прокату автомобилей мне представляется недостаточная культура арендаторов, которые к временно используемому чужому автомобилю относятся менее бережно, чем к собственному. Также вероятны проблемы со страховым возмещением ущерба со стороны страховых компаний, которые не заинтересованы в быстром урегулировании страховых случаев, в результате чего техника простаивает в ожидании ремонта. Важно к тому же иметь понимание со стороны автомобильной инспекции по поводу штрафов и угонов. Все это требует дополнительных затрат на юридическое сопровождение бизнеса", -- добавляет господин Калачев. Влияют на рынок аренды автомобилей и новые виды бизнеса, такие как каршеринг. В 2016 году в Санкт-Петербурге появилось сразу два новых игрока на рыке краткосрочной аренды автомобилей. "Такими темпами можно прогнозировать рост рынка краткосрочной аренды с 50 машин на данный момент до 2 тыс. машин за два-три года, что в перспективе сократит долю рынка долгосрочной аренды", -- говорят в "Автоспеццентре". Несмотря на сдерживающие факторы и новые виды бизнеса, рынок долгосрочной аренды автомобилей в Санкт-Петербурге находится на подъеме, рост в 2016 году составил более 17% по сравнению с 2015 годом. Специалисты связывают это с падением покупательной способности населения. Денег у людей стало меньше, а потребность в машинах осталась на том же уровне. В 2017 году рост может быть более существенным. С учетом краткосрочной аренды, каршеринга, он может составить до 40%. Как считает господин Калачев, новые форматы, такие как каршеринг, вносят свой вклад в передел рынка. "Но на растущем рынке они не столько теснят старые форматы, сколько создают и осваивают свои ниши. Скажем, краткосрочная аренда недорогого автомобиля без водителя никак не пересекается с арендой автомобиля представительского класса с водителем -- у этих сегментов слишком разные потребители. Впрочем, динамично развивающиеся компании, как правило, в условиях конкуренции быстро осваивают новые форматы и расширяют за их счет продуктовую линейку", -- говорит господин Калачев. Ашхен Петросян, руководитель пресс-службы компании "Делимобиль", говорит, что оборот компаний каршеринга в Петербурге пока невелик, он составляет 12-15 млн рублей в месяц. На рынке каршеринга города всего несколько игроков. "С введением "Делимобилем" суточного тарифа часть рынка классической аренды потеряла клиентов, так как теперь "Делимобиль" можно взять на сутки за 1999 рублей (в стоимость включена стоимость бензина при пробеге до 150 км). В Петербурге цены на поминутную аренду автомобилей значительно ниже европейских. Так, в Европе средняя цена минуты -- 14 рублей. В Петербурге стоимость аренды при базовом тарифе составляет 7 рублей", -- уверяет господин Петросян. "Делимобиль" планирует в самое ближайшее время увеличить парк автомобилей в Санкт-Петербурге до 300 единиц. Господин Петросян рассказывает, что парк автомобилей пополняется за счет покупки автомобилей в лизинг через крупнейшие европейские лизинговые компании. Важные нюансы Сейчас на рынке аренды автомобилей в Санкт-Петербурге насчитывается немногим более 150 компаний, среди которых есть как международные, так и отечественные игроки. Эти компании предлагают различные виды аренды авто: с водителем и без, обычные машины, "дома на колесах", лимузины и автомобили представительского класса. Различна и ценовая политика компаний. Зачастую ее сложно сравнивать по условиям, которые, помимо ставок аренды, могут включать или не включать в себя требования по страховке, оплате топлива, условий по франшизе и по страховому залогу. Как говорят эксперты, при работе в этой сфере нужно учитывать несколько важных нюансов. Законодательство Российской Федерации различает прокат и аренду автомобилей. Договор проката автомобиля заключается, если автомобиль арендуется для физических лиц и личных потребительских целей. Он заключается на срок не более года, арендатор не имеет права сдавать его в аренду, но может отказаться от договора проката в любое время, письменно предупредив о своем намерении арендодателя за десять дней. По договору аренды арендодатель не имеет права отказать в заключении договора на тех условиях, которые представлены для всеобщего ознакомления, и должен в присутствии арендатора проверить исправность сдаваемого в аренду имущества. Ремонт авто осуществляет также арендодатель. Договор аренды автомобиля заключается как с физическими, так и с юридическими лицами для любого, в том числе коммерческого, использования и бывает двух типов -- с водителем и без. По договору аренды с водителем арендодатель поддерживает машину в надлежащем состоянии, арендатор же несет расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией -- оплатой бензина, сборов и прочего, также он имеет право сдать транспортное средство в субаренду. По договору аренды авто без водителя арендатор осуществляет поддержание авто в надлежащем состоянии, имеет право сдавать его в субаренду и он же несет все расходы по эксплуатации.

Аренда автомобилей на пороге перемен
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге