Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Главной причиной коммунальных аварий в отопительном сезоне стали старые сети

Износ и ныне там
Фото: Коммерсантъ в Нижнем НовгородеКоммерсантъ в Нижнем Новгороде

и ЖКХ Нижегородской области подвело итоги отопительного сезона 2016–2017 года, который из-за холодного мая так и не завершился. Более 80% всех технологических нарушений за этот период были связаны с растущей ветхостью сетей, а из-за нерасторопности местных администраций старт отопительного сезона в ряде районов задержался. Несмотря на то, что в регионе реализуется 22 инвестпрограммы в коммунальной сфере и концессионеры обещают вложить в инфраструктуру порядка 22 млрд руб., до сетей руки инвесторов дойдут не скоро: пока львиная доля инвестиций идет в реконструкцию котельных и водозаборов, а на замену труб нужно порядка 50 млрд руб.

Видео дня

Об итогах отопительного сезона на заседании правительства Нижегородской области рассказал министр энергетики и ЖКХ . Он напомнил, что из-за раннего похолодания сезон начался раньше обычного, 15 сентября. Однако не все муниципалитеты были к этому готовы, и в ряде районов области тепло поступило в дома только в 20-х числах сентября. Из-за этого количество жалоб на холод в домах со стороны жителей области выросло за первый месяц отопительного сезона на 45% к прошлогоднему показателю, до 229. В целом чаще всего на это жаловались жители Дзержинска и Нижнего Новгорода, в основном из-за воздуха в батареях и аномально низкой температуры уже в декабре и январе. Несмотря на это, в отопительный сезон регион вошел без срывов, хотя некоторые главы муниципалитетов при подготовке к нему «проявили нерасторопность и недальновидность», констатировал министр. Закончился сезон тоже не везде гладко. Официально его завершили 1–2 мая, однако из-за резкого похолодания 10 мая министерство энергетики и ЖКХ рекомендовало возобновить подачу тепла. «Сегодня 34 муниципальных образования полностью затопились, в 15 — мы топим только соцобъекты. Проблема была в Чкаловском и Павловском районах. Павловский район заявил, что у них котельные неожиданно вышли на ремонтные работы, и стоило больших усилий убедить главу начать отопительный сезон заново»,— рассказал министр. В Чкаловском районе отопление так и не возобновилось «из-за бездействия главы, замглавы» района и долгов, которые муниципалитет накопил перед энергетиками и . Чтобы эта ситуация не повторилась, министерство предложило всем ведомствам с подконтрольными спецобъектами и учреждениями социальной сферы запрашивать лимиты на газ на сентябрь и май, а также заранее готовиться к пуску тепла, исходя из прогнозов метеорологов.

В этом отопительном сезоне число технологических нарушений на системах центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (ГВС и ХВС) увеличилось на 370 случаев по сравнению с прошлым сезоном, до 2,7 тыс. В среднем за последние четыре года в профильном министерстве отмечают нисходящий тренд по происшествиям в системах отопления и ГВС, а вот по ХВС их число стабильно растет, с 1 тыс. в 2013–2014 годах почти до 1,5 тыс. в 2016–2017 годах. Число нарушений при подаче тепла растет на Бору (в четыре раза), в Кстово (в два раза), в Балахне (на 71%). В сфере ХВС наиболее заметно количество нарушений увеличилось в Володарском районе (в 2,4 раза), Городце (в два раза), в Павлово (на 57%), Нижнем Новгороде (на 50%) и в ­Кстово (на 30%). По ГВС — в Кстово (в 2,3 раза), в Балахнинском районе (в два раза) и в Дзержинске (на 32%).

Основной причиной всех нарушений стали ветхие сети. По данным минэнерго, за год число порывов в системах теплоснабжения из-за состояния труб выросло с 85% до 90%, в системах водоснабжения — с 80% до 86%. Доля остальных причин — выход из строя оборудования, запорной арматуры и нарушения внешнего ресурсоснабжения — не превышает 20%. «Объекты инженерной инфраструктуры имеют значительный износ. Большая часть трубопроводов уже отработала нормативный срок и находится в предаварийном состоянии. Однако ремонтная кампания направлена на поддержание коммунальной инфраструктуры на существующем уровне»,— рассказал Андрей Чертков. ­Несмотря на то, что профильное министерство при формировании ремонтных программ ставит перед муниципалитетами задачу проводить капремонт не менее чем на 5% сетей ежегодно, муниципалитеты исходят из объема средств, а не из потребностей. Поэтому в 2016 году сети теплоснабжения были отремонтированы лишь на 3%, а водопроводные — на 2%.

В 2017 году в минэнергетики не ожидают снижения аварийности и технологических нарушений, хотя в регионе реализуется восемь инвестпрограмм в сфере водоснабжения и водоотведения и 14 — в сфере теплоснабжения с общим объемом инвестиций порядка 22 млрд руб. Это связано с тем, что львиная доля инвестиций в рамках концессионных программ на первом этапе приходится не на сети, а на основные фонды: котельные, водозаборы и водостоки. Такой подход возмутил губернатора Нижегородской области . «Из года в год мы анализируем ситуацию, утверждаем всем ресурсоснабжающим организациям инвестиционные адресные программы, но когда у нас будут программы ликвидации ветхости сетей в этих отраслях? Ведь даже если каждый год снимать 5% ветхости, то за год в состояние ветхости будет входить больше 5%. То есть у нас будет не прогресс, а регресс»,— подсчитал губернатор. За министерство энергетики вступился профильный замгубернатора , ранее возглавлявший нижегородский водоканал. «При таких темпах роста тарифов для граждан обуздать старение систем невозможно. Об этом сказали в Минэнерго и Министерстве ЖКХ РФ еще в прошлом году, и, видимо, на федеральном уровне будут менять подходы и политику. Но мы, прежде всего, озадачены тем, чтобы услуга оказывалась, а не бесперебойностью поставок»,— пояснил господин Байер. За счет остальных категорий потребителей увеличить приток денег в коммунальную сферу региона также не получится, полагает Андрей Чертков: «Мы не можем поднять плату для населения и пытаемся играть тарифами для организаций, но эти тарифы сегодня подняты настолько, что бизнес уже начинает жаловаться, поэтому дальше этот тариф повышать нельзя». По подсчетам регионального министерства ЖКХ, износ сетей в Нижегородской области достигает 80%, и на ликвидацию проблемы ветхих коммунальных сетей в регионе необходимо порядка 50 млрд руб. Так как дополнительных ресурсов нет, в министерстве рассчитывают активизировать ремонт ветхих сетей за счет перераспределения имеющихся средств ресурсоснабжающих организаций. Однако на то, что проблема будет решена в среднесрочной перспективе, в министерстве не рассчитывают: денег на это пока нет.