Немцы уехали из Тольятти

Mann+Hummel отказался от строительства завода по производству автокомпонентов Крупнейший европейский производитель фильтров для легковых автомобилей Mann+Hummel отказался от строительства завода в особой экономической зоне «Тольятти» общим объемом инвестиций свыше 440 млн руб. из-за сокращения объемов производства автомобилей в России. По этой же причине еще один резидент ОЭЗ — немецкая группа компаний Mubea — перенес сроки ввода в эксплуатацию своего завода на 2020 год. По мнению экспертов, автокомпонентные предприятия в Самарской области также испытывают трудности и из-за недостаточной локализации производства на АвтоВАЗе, и в целом ситуация может улучшиться не раньше чем через два-три года. Немецкий производитель систем фильтрации для легковых автомобилей Mann+Hummel продал свою площадку в особой экономической зоне «Тольятти» компании «Продмаш-композит», отказавшись от строительства завода в России. По информации правительства Самарской области, соответствующее решение о выходе из состава резидентов ОЭЗ уже одобрил экспертный совет зоны. В настоящее время у Mann+Hummel Group в России действует завод в Набережных Челнах с невысокой мощностью производства. О планах компании по строительству предприятия на территории ОЭЗ «Тольятти» стало известно в декабре 2013 года. Объем инвестиций в новое производство был заявлен на уровне 444 млн руб. Предполагалось запустить завод уже в 2015 году, а к 2017 году ожидалось, что объем производства на предприятии Mann+Hummel в Тольятти составит 450 тыс. единиц комплектов в год, полностью обеспечив потребность в системах фильтрации российских автопроизводителей. В Mann+Hummel отказ от строительства завода в Тольятти объясняют сокращением объемов производства автомобилей в России. По этой же причине еще один резидент особой экономической зоны ООО «Мубеа Компоненты Подвески Русь» («дочка» немецкой группы компаний Mubea) перенесла сроки ввода в эксплуатацию завода по производству пружин подвески автомобилей на 2020 год. Как уточнили вчера „Ъ“ в пресс-службе ОЭЗ «Тольятти», изначально компания планировала запустить предприятие в 2015 году. «Мы планируем, что завод будет запущен в конце 2020 года. Согласно имеющемуся прогнозу, к этому времени российский автомобильный рынок восстановится до уровня, при котором будет обеспечен необходимый объем заказов для запуска производства», — цитирует пресс-служба облправительства директора проекта Алексея Бережнова. В строительство завода в Тольятти Mubea в общей сложности планирует инвестировать более 700 млн руб. В пресс-службе ОЭЗ «Тольятти» „Ъ“ вчера сообщили, что резиденты могут вносить корректировки в свои бизнес-планы. «Мы стараемся учитывать этот фактор риска в своей работе, в частности, замещая выбывающие или значительно отложенные проекты новыми. Именно так произошло с проектом ООО „Манн+Хуммель Тольятти“, на месте которого теперь будет построен завод ООО «ПМ-Композит» (общим объемом инвестиций свыше 770 млн руб. — „Ъ“)», — пояснил собеседник „Ъ“. В настоящее время в ОЭЗ «Тольятти» работают пять заводов по производству автокомпонентов. Общий объем произведенной ими продукции на сегодняшний день составил 2,3 млрд руб. «Конечно, автокомпонентным предприятиям, работающим в ОЭЗ, пришлось скорректировать свои планы с учетом сложившейся ситуации на рынке. На сегодняшний день примерно 20 % от произведенной продукции отправлено за рубеж, тогда как изначально компании планировали работать только с местными потребителями», — объяснили в пресс-службе ОЭЗ «Тольятти». По мнению аналитика «Алор-Брокер» Кирилла Яковенко, трудности производителей автокомпонентов, работающих на территории Самарской области, связаны не столько с падением уровня продаж новых автомобилей в России, сколько с ростом конкуренции за сбыт. «Выпускаемые сейчас модели Lada в лучшем случае локализованы на 40 %. То есть даже при условии, что рынок новых автомобилей в текущем году будет выходить из затяжного пике, спрос на автокомпоненты расти не будет просто потому, что АвтоВАЗ вряд ли сможет формировать рост спроса. Возможно, в перспективе двух-трех лет ситуация изменится, но это произойдет только в случае, если спрос на новые автомобили будет расти на 10–15 % в год, что маловероятно», — считает господин Яковенко. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов напоминает, что проект ОЭЗ «Тольятти» рассчитан на 49 лет: «В корне неверно рассчитывать на мгновенную отдачу от него. Одни резиденты могут уходить, другие приходить, меняться стоимость конкретных проектов, будут пересматриваться их параметры, так происходит, и будет происходить в экономике, но это как раз и будет свидетельствовать, что ОЭЗ живет, вносит свой вклад в развитие региона». Екатерина Кособокова, Екатерина Борисенкова

Немцы уехали из Тольятти
© Коммерсантъ в Самаре