«Газпрому» обещают новые лопасти

Как и предполагал “Ъ”, двигателестроительную отрасль России попытаются поддержать заказами «Газпрома»: монополия подписала с Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК), «Вертолетами России» (обе компании входят в «Ростех») и «Роскосмосом» соглашения о загрузке мощностей. Среди возможной продукции для газовиков — газотурбинные двигатели, вертолеты морского предназначения для шельфовых проектов Ми-171А2 и организация связи в Арктике. Эксперты считают это «вынужденной мерой поддержки» в сложной геополитической ситуации. «Газпром» подписал соглашения о загрузке мощностей ОДК, «Вертолетов России» и «Роскосмоса» заказами, это стало известно по итогам совещания под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина в НПО «Сатурн» в Рыбинске по программе диверсификации ОПК в интересах «Газпрома». О совещании “Ъ” сообщал 17 мая. Планировалось обсудить программу сотрудничества, связанную с поставкой продукции в интересах ТЭКа по линии импортозамещения. Необходимость дозагрузить ОДК и двигателестроительные предприятия «Роскосмоса» возникла после инцидента на Воронежском механическом заводе (ВМЗ), где по итогам проверки после аварии в декабре 2016 года ракеты-носителя «Протон-М» выяснилось, что при изготовлении двигателей использовали неверный припой. Как сообщили “Ъ” в ОДК, по итогам «Газпром инвестпроект» и «Ростех» подписали соглашение о намерениях создать производство газотурбинных двигателей AЛ-31CT на базе «Уфа-Авиагаз». Привод разработан входящим в ОДК ПАО УМПО, его модификации ставят на Су-27, Су-30, Су-33 и Су-34. Также подписано соглашение о намерении создать на базе «ОДК — Газовые турбины» производство газотурбинных газоперекачивающих агрегатов ГПА-25У. Это позволит сократить время и стоимость разработки проектной документации, снизить металлоемкость, капвложения и сроки ввода, считают в ОДК. «Роскосмос», по данным “Ъ”, обсуждал с «Газпромом» расширение сотрудничества по производству газоперекачивающего оборудования и загрузке, в частности пермской «Искры» и ВМЗ. В госкорпорации также рассказали “Ъ”, что ОРКК и «Газпром космические системы» подписали соглашение об изучении возможности создания двух подсистем многоцелевой космической системы «Арктика» и системы спутниковой связи полярных широт. «Вертолеты России» договорились с «Газпромом» создать вертолеты морского предназначения Ми-171А2 для освоения шельфа. Холдинг разработает проектную документацию по Ми-171А2 в модификации «офшор», создаст производство по сборке, испытаниям и сервисному обслуживанию. «Газпром» пока подтвердил намерение купить вертолеты и разместить на предприятиях «Вертолетов России» заказы на все виды работ по ремонту и обслуживанию. По данным “Ъ”, соглашение было заключено «на перспективу», стороны не определили объем закупок. Глава «Вертолетов России» Андрей Богинский рассказал “Ъ”, что «другие нефтегазовые компании также заинтересованы в сотрудничестве». Еще в 2016 году «Ростех», «Роснефть» и англо-итальянская Leonardo Helicopters (ранее AgustaWestland) договорились о локализации сборки средних вертолетов AW189 на СП «Хеливерт» в подмосковном Томилино. Но поставка первых вертолетов намечена только на 2018 год. У «Газпрома» пока только один проект на арктическом шельфе — Приразломное (оператор — «Газпром нефть»), монополия имеет избыточные мощности по добыче газа на суше. У «Газпром нефти» есть планы разработки нефтяных месторождений в Печорском море (Долгинское), добыча там может начаться ближе к 2025 году. У «Газпрома» есть шельфовые проекты на Сахалине, но и там его крупнейшее Южно-Киринское предполагалось разрабатывать с помощью подводных добычных комплексов, а офшорные вертолеты в основном используются для доставки персонала на платформы. Эксперт Aviation Explorer Владимир Карнозов считает привлечение «Газпрома» к прямому финансированию машиностроителей «вынужденной мерой», трактуя ее как «антикризисное управление на фоне сложной геополитической обстановки».

«Газпрому»  придется помочь машиностроителям
© ТАСС