Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Средний Урал переплатил миллионы за туристическую навигацию

Центр развития туризма Свердловской области объявил очередной конкурс на изготовление и размещение 37 знаков туристической навигации на русском и английском языках. Начальная цена лота - 1,16 миллиона рублей, то есть средняя цена указателя - 31 тысяча рублей. Отметим, что первые 63 коричневых таблички на латинице в регионе появились еще в 2013 году. В 2014-м установили 160 - на выделенные из бюджета 6,7 миллиона рублей, то есть средняя цена одного экземпляра на металлической трубе с забетонированным основанием - 38,5 тысячи. В 2015-м поставили 100 знаков за два миллиона (по 20 тысяч рублей в среднем).

Средний Урал переплатил миллионы за туристическую навигацию
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета

Из чего же складывается эта сумма, ведь за изготовление знака по готовому макету рекламные фирмы запрашивают всего 2-3 тысячи? С макетом мудрить особо не надо: в 2013-м выпустило методичку "по созданию системы дорожных указателей к объектам культурного наследия" с подробными чертежами, цветовой гаммой, способами установки этих самых знаков и примерами на все случаи жизни.

Видео дня

В конкурсной документации обозначены требования: соответствие международным стандартам и перевод на английский, выполненный профессиональным переводчиком, имеющим профильное образование и владеющим специальной терминологией. Видимо, в штате заказчика таковых не имеется, иначе в техзадание просто включили бы английские названия уральских достопримечательностей. На худой конец, их можно было бы списать из издаваемых тем же Центром англоязычных путеводителей по Среднему Уралу или из методички минкульта.

- Знаки требуют исторической проработки, создания макета, перевода. Исполнителю придется много перемещаться по региону, согласовывать указатели с различными структурами. В конечном счете это очень большая&; работа, - объясняет директор центра развития туризма Эльмира Туканова.

Для установки указателя, действительно, требуется согласование с и владельцем земельного участка. Если вдобавок проводить госзаказ одним лотом и гонять бетономешалку с бригадой через всю область, например из Верхотурья в Тугулым, то можно "осметить" и не такие суммы.

Миллионные бюджетные расходы на вещи обихода не впервые вызывают вопросы. Когда система навигации появилась в Березовском, общественник не поленился проверить исполнение госзаказа: "Наконец-то родина русского золота обрела туристическую навигацию, но не из золота ли она?" Выяснилось, что один из оплаченных бюджетом указателей не установлен, потому что указанный в техзадании памятник деревянного зодчества утрачен: владелец давным-давно обшил избу сайдингом. Еще несколько знаков смонтированы так, что их не разглядеть за домами или деревьями.

- Словно все сделано для отчета, а не для использования. Напоминает безделушку, которая стоит дорого, но значит мало. Сомнительно, что такая навигация окажет влияние на туристические потоки и продвинет турпродукт, - считает Аникин.

В Курганской области решили обойтись без гонок бетономешалок и привлекли к работе муниципалитеты. По постановлению регионального правительства им выдаются субсидии на установку знаков при условии софинансирования в размере не менее пяти процентов.

- В прошлом году область выделила 500 тысяч рублей, заявки подали Курган, Кетовский и Куртамышский район. В этом году работа продолжится, финансирование заложено, планируем установить 50 знаков, - сообщила , специалист центра развития туризма Курганской области.

В частности, Куртамышский район в 2016-м получил 100 тысяч рублей на 17 коричневых двуязычных знаков: 5,9 тысячи за штуку в среднем. Отдельные муниципалитеты, например Далматовский район, устанавливают указатели за свой счет. Курган по программе "Любимый город" приобрел 14 табличек.

А вот в Ханты-Мансийске к созданию системы навигации привлекли бизнес. В прошлом году установили первые 29 знаков, причем только девять - за счет бюджета, остальные оплатили предприниматели, чьи объекты расположены рядом с достопримечательностями.

- По методическим указаниям минкульта сделали макет знака с пиктограммой, названиями на русском и английском, - рассказала эксперт Ханты-Мансийского управления по развитию туризма Алиса Шевченко. - Само изготовление обошлось в 1785 рублей за штуку. Каждый знак размером 360 на 1620 миллиметров. Еще 500 рублей заплатили за крепления и две тысячи - за доставку всей партии из Москвы в Ханты-Мансийск. Согласование с ГИБДД мы взяли на себя. Установкой занимались городские коммунальные службы.

В этом году бюджет вообще освободили от "навигационных" трат, заключив договор с коммерческой фирмой, которая оплатит 22 новых указателя.

Справка "РГ"

Современная система навигации в Екатеринбурге заложена постановлением мэра от 1997 года. Тогда к 275-летию города было установлено 936 комплектов указателей улиц и номеров домов. Муниципальный бюджет потратил на это 1,2 миллиарда неденоминированных рублей. В следующем году город направил на эти цели 3,5 миллиона рублей, причем изготовил таблички местный завод в счет погашения задолженности по налоговым платежам.