Использование космических технологий в геологоразведке

Разведка из космоса позволяет значительно оптимизировать процессы поиска полезных ископаемых, но она требует крупных инвестиций. В России имеется огромный потенциал для применения космических технологий в геологоразведке, особенно в нефтегазовом секторе. Космические технологии пришли в геологоразведку в виде метода дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Суть ДЗЗ состоит в приеме данных со спутников, их регистрации, обработке и архивации. В геологоразведке используются такие направления, как структурный анализ изучаемой поверхности для оценки глубинного залегания пород, изучение свойств полезных ископаемых посредством спектрального анализа, прогнозирование мест залегания пород, подсчет запасов, разработка карт, актуализация и анализ геологических аномалий и изменений, отслеживание состояния экзогенных геологических процессов и т.д. Их использование имеет высокий экономический потенциал. Основные плюсы: ДЗЗ значительно удешевляет поиск полезных ископаемых и минералов: снижаются финансовые и временные затраты на наземную разведку и использование техники и персонала; геологоразведочные работы выходят на качественно новый уровень; высокая скорость получения информации: от 1-2 дней до нескольких недель; высокая точность информации: снимки из космоса документируют конкретную местность в конкретное время; значительно большая широта и глубина охвата: ДЗЗ позволяет одновременно делать снимки на большой площади с высокой степенью точности, исследовать труднодоступные регионы и участки, локализовать поиск, делать одновременные наблюдения на разных участках; отсутствие привязки к государственным и другим границам, не требуется специального разрешения; помощь в получении более детальной информации о возможных сейсмологических изменениях в сейсмоактивных зонах; тенденция к удешевлению услуг: актуальные разработки в области микроспутников, другие разработки, направленные на снижение себестоимости. Но есть и минусы: высокая стоимость инновационных технологий, требующая первоначальных инвестиций; сложность в оценке эффективности в текущем периоде (отложенный во времени экономический эффект); замкнутость индустрии ДЗЗ на государственном финансировании, включая оборонные бюджеты (закрытая информация); проблемы, связанные с психологическим восприятием инновационных методов в геологоразведке, недоверие к новым методам; дискредитация метода ДЗЗ низкоквалифицированными специалистами, нехватка квалифицированных специалистов; отсутствие практики массового потребления данных услуг (несформированный рынок). Рынок ДЗЗ в России еще не сформирован на уровне массового потребления, страна пока отстает от мировых лидеров, но в целом старается быть в тренде развития рынка. Услуги ДЗЗ для геологоразведки могут предоставлять любые компании, занимающиеся дистанционным зондированием Земли в целом. Наибольшее развитие данные методологии получили в США (в тесной связи с НАСА). GeoEye, DigitalGlobe — крупные американские игроки. Наиболее популярные космические системы для ДЗЗ: Landsat 7, Landsat 8, Terra/Aster и WorldView-3. В России развитие систем ДЗЗ регулируется государством. Главный российский игрок: госкорпорация Роскосмос. Головная компания по работе с ДЗЗ -- АО «Российские космические системы». Наиболее актуальные и перспективные направления для ДЗЗ в России: Нефтегазовая отрасль. В рамках федеральной космической программы 2016-2025 гг. «Газпром» рассматривает запуск 7 спутников (системы «Смотр») на небюджетные средства (около 93,5 млн рублей планируется получить от инвесторов). Спутники могут быть отправлены в космос уже в 2018-2019 гг.; Арктика, обладающая гигантскими запасами полезных ископаемых, становится все более актуальной для исследований, включая ГРР: изучение состава ледяного покрова, его изменений, мониторинг природных ресурсов, поиск полезных ископаемых. В России на геологоразведку в бюджете 2016 г. было выделено в целом 35 млрд рублей. На 2017 г. запланировано около 30 млрд рублей. Инвестиции недропользователей в 2016 г. составили 295 млрд рублей., в 2017 г. прогнозируется рост до 339-354 млрд рублей.