Эволюция или революция: как технологии изменят мировой финансовый сектор?

Цифровые технологии - «облачное» хранение информации, предиктивная аналитика, machine learning, blockchain и др. – кардинально меняют подход к ведению бизнеса в финансовом секторе. Ведущие банки буквально на глазах превращаются в ИТ-компании с лицензией на финансовые услуги. Соответствующим образом меняется и модель потребления банковских услуг пользователями. По прогнозу KPMG, к 2030 году банки в физическом смысле исчезнут для клиентов – они будут пользоваться исключительно электронными помощниками. Цифровая революция диктует необходимость изменения бизнес-моделей во многих сферах. Финансово-банковский сектор не исключение. Согласно исследованию Harvard Business Review, 80% лидеров бизнеса полагают, что их отрасль полностью изменится под влиянием цифровой трансформации уже к 2020 году. При этом меньше чем у половины из них есть действующий план соответствующих преобразований. Джон Чемберс, исполнительный директор Cisco Systems считает, что «как минимум 40% бизнесов умрут в течение ближайших десяти лет, если не решат, как изменить свою работу с использованием новых технологий». В основе преобразований, которые непосредственно затрагивают финансовый сектор, – «облачные» технологии и использование «больших данных» (Big Data). Новые технологии сокращают капитальные затраты, повышают доходность компании и удобство пользования их услугами для клиентов. Уже в ближайшем будущем развитие технологий приведет к тому, что банки будут работать без сотрудников, отделений и денег и даже без прямого участия клиентов-пользователей. Например, развитие «интернета вещей» приведет к тому, что холодильник начнет самостоятельно заказывать продукты и расплачиваться за них. В начале этого года Bank of America открыл в США три отделения, в которых физически отсутствуют сотрудники, а клиенты взаимодействуют только с терминалами. Если требуется помощь, можно обратиться к сотруднику в режиме телеконференции. Российский «Тинькофф Банк» с самого начала отказался от отделений, и все операции проводит по телефону или через интернет. Глава Сбербанка Герман Греф заявил в начале года о том, что общая численность сотрудников его организации может сократиться вдвое в связи с процессом перевода услуг в цифровую сферу. В ноябре 2016 года был одобрен план трансформации банка в «финансовую экосистему» уже к концу 2018 года. Изменения предполагают перевод банковских услуг в онлайн, автоматизацию бизнес-процессов, закрытие физических отделений и, как результат, сокращение штата. «ВТБ-24» с помощью «больших данных» анализирует платежеспособность своих заемщиков, что дополнительно позволило заработать банку в 2016 году 19 млрд руб. Затраты на установку соответствующей системы уже окупились в 10 раз. Использование современных технологий в финансовом секторе упрощает не только ведение бизнеса, но и жизнь клиентов. Уже привычной стала оплата с помощью смартфона и мобильных приложений различных услуг, например, ЖКХ, перевод средств со счета на счет и т.д. Многие банки используют технологию верификации отпечатков пальцев для идентификации клиентов в мобильных приложениях, освободив их этим от необходимости запоминать пароль. Банк HSBC занимается запуском системы идентификации по голосу для всех пользователей. Уже хорошо известны бесконтактные платежные сервисы Apple и Samsung, позволяющие «привязывать» банковые карты к смартфону, через которые и совершаются покупки. Рынок платежей на пороге нового этапа, когда эту услугу начинают предоставлять социальные сети и мессенджеры. В Китае уже можно расплачиваться за услуги и покупки с помощью электронного кошелька социальной сети WeChat. Развивать платежи через мессенджер также планируют Facebook и Telegram.