Магазин в «облаке». Электронная коммерция и будущее российской розничной торговли

В России именно электронная коммерция служит локомотивом роста рынка облачных технологий. Новый стимул к их применению в торговле создает новое законодательство, по которому все ритейлеры должны перейти на онлайн-кассы. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) в 2016 г., российский рынок онлайн-продаж вырос на 21%, до 920 млрд рублей. В этом году ожидается, что его объем увеличится до 1,1 трлн рублей. К 2020 г. эксперты прогнозируют удвоение показателя (оценка ВШЭ). Но в общем обороте розничной торговли доля онлайн-покупок пока составляет лишь 3,3% (без учета продаж бензина и автомобилей — 8,5%). Для сравнения: в США доля онлайн-покупок в общем обороте — 10%, в Великобритании — 13%. Развитие российского рынка онлайн торговли происходит во многом благодаря росту трансграничных сделок с участием китайских ритейлеров (прежде всего, AliExpress). Трансграничная торговля (продажа товаров физлицам через почту без регистрации юрлица в России) фактически не обременена фискальной нагрузкой и за последние 6 лет выросла в 14,5 раз. Иностранные интернет-магазины занимают около трети рынка онлайн-торговли. На китайских игроков приходится 90% всех трансграничных покупок в количественном выражении и 50% в денежном выражении. Проблема размывания налоговой базы в трансграничной торговле — объект пристального внимания всем мире. По результатам совместной работы международных рабочих групп G20 и ОЭСР разработан и согласован, в том числе и Россией, «План по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения». В рамках плана предполагается взимать с ретейлера НДС в той стране, где находится потребитель, что позволит обеспечить равные конкурентные условия для местных и внешних продавцов. В России данная норма пока распространилась только на сферу продажи программного обеспечения, цифрового контента и иных электронных услуг. В основном представители российской интернет-торговли предпочитают облачные решения: это дешевле, чем создание собственной IT-инфраструктуры. Именно розничная торговля выступает локомотивом роста рынка облачных технологий в России: Согласно исследованию «ИТ-Град», каждый третий интернет-ретейлер использует «облака». По опросу CNews, подавляющее большинство «облачных» провайдеров в числе своих ключевых клиентов называют представителей розничной торговли. Крупнейшими поставщиками IT в ретейл по итогам 2016 г. являются Softline, Maykor, ЦФТ, «Крок» и «Атол». Это мировой тренд: по данным Gartner международный рынок облачных технологий растет в шесть раз быстрее, чем IT-рынок в целом. На Россию пока приходится 2% мирового облачного рынка. Но российский рынок облачных решений отличается от глобального в плане использования технологий. Если в мире преобладает применение удаленных приложений с доступом через браузер (SaaS), то в России — аренда виртуализированных вычислительных мощностей в удаленном дата-центре (IaaS). Для крупного бизнеса, который значительно более активно, чем малый и средний, применяет «облака», модель IaaS более удобна с учетом масштабов деятельности и уровня затрат. Определяющий событием для российского ретейла в ближайшее время станет вступление в силу закона, в соответствии с которым большинство продавцов должны передавать кассовые чеки в режиме онлайн в ФНС. Переход на кассы нового образца не станет проблемой для крупных участников рынка, но расходы на переоснащение будут весьма чувствительными для малого и среднего бизнеса. В этой ситуации рынок облачных кассовых сервисов выступает как более доступное решение для МСП. По оценке LiteBox, объем рынка кассовой модернизации оценивается в 28 млрд рублей, и более 25% могут получить облачные кассовые сервисы.