Полномочия по выпуску марок предложили передать "Почте России"

Что изменится с передачей полномочий по выпуску марок? Сергей Познахирко: Если это произойдет, российская государственная почта восстановит свой статус-кво как регулятор и основной распорядитель почтовых марок - по сути, тех же денег. Деньги ведь не печатают частные фирмы, верно? А в целом есть интерес к маркам в России? Сергей Познахирко: Я уже 50 лет слышу слова о том, что филателия переживает не лучшие времена. Мой опыт подсказывает обратное: это всего лишь очередной "провал", который регулярно сменялся раньше и будет сменяться впредь всплеском интереса к коллекционированию почтовых миниатюр. Другое дело, что сегодняшняя политика в отношении филателии не может не настораживать. Ведь что такое почтовая марка? Это не просто кусочек бумаги, который клеят на конверт, чтобы он дошел до адресата. По словам известного болгарского революционера Георгия Димитрова, "Почтовая марка - это визитная карточка государства". В СССР изданием почтовых марок занималась государственная Почта. Однако с 1990-х годов она не выпускает знаки почтовой оплаты, в то время как во всем мире выпуски марок планируют именно национальные почтовые администрации. Это привело и продолжает приводить к множеству перекосов. Начиная от непонимания государственной значимости марок и почтовых отправлений вообще и заканчивая подозрительными коммерческими операциями. Что вы имеете в виду? Сергей Познахирко: Приведу лишь один из множества примеров. Не так давно была выпущена марка с надпечаткой в честь 75-летия космонавта № 2 Германа Титова и 55-летия первого продолжительного космического полета. Вопреки мировой практике, издатель марки повел себя как обычный спекулянт. Марка была выпущена небольшим тиражом, поступила в продажу только в магазины самой издательской фирмы и, в мизерном количестве, - на главпочтамты больших городов. Причем не сама по себе, а внутри сувенирного набора. Старшее поколение помнит, как нам периодически в советских магазинах предлагали купить дефицитный товар, например, баночку красной икры, с "довеском" в виде пяти банок морской капусты. Вот и здесь была примерно та же ситуация. Этот инцидент вызвал бурю негодования среди коллекционеров. Мало того - накануне выпуска марки на аукционах появилась масса подделок. То есть кто-то смог раздобыть заранее клише надпечатки и изготовить фальшивые марки. Сейчас марочный лист из шести таких марок номиналом 35 рублей каждая стоит на аукционах более 5 тысяч рублей. Без гарантии подлинности. Фальшивок столько, что я, например, отказываюсь давать свое экспертное заключение по этим маркам. Мне мой авторитет в мире филателии дороже. И факт остается фактом: кто-то на этой истории очень хорошо "наварился". Почтовая марка - это визитная карточка государства А что скажете о художественной ценности современных российских марок? Сергей Познахирко: К сожалению, она оставляет желать лучшего. Дело в том, что лучшие художники - настоящие гении миниатюр - больше не сотрудничают с издателем. В силу ряда причин, о которых я не хочу говорить. Их место заняли технические специалисты, которые при помощи фотошопа могут за несколько минут "состряпать" как бы марку. Да, это получается намного дешевле и быстрее, чем работа мастера. Но ни о какой художественной ценности - а значит, и престиже страны, чье название значится на марке - тут говорить не приходится. Вы говорите о том, что нужно устраивать выставки. Но сейчас есть филателистические салоны, разве там нельзя их проводить? Сергей Познахирко: Если вы имеете в виду салоны продаж нынешнего издателя марок, то это прежде всего коммерческий магазин. Да, раньше там хотя бы устраивались презентации новых выпусков. Уже давно нет и этого. Не говоря уже о бесплатных выставках марок, открыток, конвертов, открытых для всех желающих. Настало время это менять. И почта в этом должна максимально помочь обществам филателистов. Я надеюсь, что уже в будущем году мы увидим реальные подвижки и, как коллекционер космической тематики, буду рад, если значимые события 2018 года будут отражены в российских почтовых миниатюрах.

Полномочия по выпуску марок предложили передать "Почте России"
© Российская Газета