ВВП по средствам

Амбициозная задача повышения темпов роста экономики будет решаться не за счёт увеличения расходов федерального бюджета, а через стимулирование бизнеса к инвестициям. Казна больше не должна быть источником роста ВВП, а компании должны разделить с властью ответственность за экономический рост. Точку в этой принципиальной дискуссии в первый день ПМЭФ-2017 вместе поставили глава ЦБ Эльвира Набиуллина, министр экономического развития Максим Орешкин и министр финансов Антон Силуанов. Альтернативный подход высказал глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, которому, впрочем, не удалось убедить дирижеров экономической политики увеличить поток госденег в экономику. Опрошенные "Известиями" эксперты в этом споре поддержали скорее правительство. После двух сложных лет в экономике на первый план вышла проблема роста. Если раньше правительство все силы бросало на обеспечение макроэкономической стабильности, то сейчас она достигнута. В это понятие входят приемлемый дефицит бюджета (по итогам 2017 года он будет вблизи 2%), низкая инфляция (сейчас - 4,1%) и низкий уровень госдолга (ниже 15%). - Почему мы сегодня не говорим о макроэкономической стабильности? - задавалась вопросом на сессии по макроэкономической политике главный исполнительный директор Группы Всемирного банка Кристалина Георгиева, - Потому что она есть. На очереди более важная задача - обеспечить рост ВВП не ниже 3% в год при сегодняшнем потенциале в 1,5%. Получить такое ускорение можно только через структурные реформы. Судя по дискуссии на площадках ПМЭФ, на столе два основных варианта таких реформ. Первый - принять "мягкое" бюджетное правило с ценой отсечения нефти $45 за баррель, что позволит дать экономике, по подсчётам Алексея Кудрина, дополнительные 460 млрд рублей, которые необходимо направить на реформы, способные дать импульс технологическому развитию. Второй способ - "правительственный" - перераспределить деньги в имеющемся бюджете и формировать программы развития исключительно "по средствам". - Мы предлагаем немного смягчить бюджетное правило. Это даст 0,5% ВВП дополнительных расходов, или 460 млрд рублей. Их можно потратить на дороги и улучшение технологического потенциала школ и университетов, - предложил Алексей Кудрин, подчеркнув, что для бюджета это рисков не несёт, а импульс качественно новому развитию экономики придаст - наши школы и университеты сегодня не оборудованы для того, чтобы обеспечить технологическую революцию. Минфин, МЭР и ЦБ вместе выступили против роста бюджетных расходов. - Так хочется поспорить, - мгновенно отреагировал Антон Силуанов. - Только кажется, что 5 долларов в бюджетном правиле - это чуть-чуть. Он напомнил, что в прошлый период действия бюджетного правила постоянно повышалась цена отсечения, и в итоге федеральный бюджет балансировался при цене нефти $100 за баррель. Министр подчеркнул, что "бюджет - не оптимистичный документ", и в нем нет места иллюзиям и неоправданной вере в высокие цены на нефть. По мнению Антона Силуанова, 500 млрд на развитие нужно искать из тех денег, что в бюджете есть сейчас. Эльвира Набиуллина поддержала Минфин. - Очень хочу поддержать Антона Германовича. Логика "чуть-чуть повышать" может нас далеко увести как по бюджетному правилу, так и по инфляции, когда говорят, давайте не 4%, а 6%. Или давайте чуть-чуть недоприватизируем - и вот программа не выполнена. Такая логика не работает, - уверена глава Банка России. Максим Орешкин в свою очередь подчеркнул, что хотя и сменил место работы с Минфина на Минэкономразвития, свою позицию не поменял. - Если мы уйдём по бюджетному правилу чуть-чуть наверх, стабильность налогов гарантировать уже не сможем. Введённый сегодня механизм стабилизации курса (через закупки валюты Минфином - "Известия") тогда тоже работать не будет, - опасается министр. Он также отметил, что Россия сегодня "почти не использует частный капитал" при развитии инфраструктуры, что тоже могло бы дать толчок росту экономики. - мы сейчас работаем над программой, которая позволила бы кратно увеличить объём частных инвестиций, идущих на инфраструктуру. Государство не должно брать на себя все риски. Оно должно точечно помогать снижать риски и работать над институтами, - уверен Максим Орешкин. Пока инвестиции бизнеса не являются драйвером экономического роста. Последние годы компании даже при получении прибыли не инвестировали ее в развитие, а аккумулировали на счетах. По данным Счётной палаты, в 2015 году совокупная прибыль бизнеса выросла на 19,9%, при этом его инвестиционная активность упала на 8,4%. Опрошенным "Известиями" экспертам ближе оказалась позиция правительства и ЦБ. - В текущей ситуации отстаиваемый Министерством финансов в бюджетном правиле пороговый уровень в 40 долл./баррель представляется адекватным с точки зрения конъюнктуры нефтяного рынка и фискальной устойчивости. Если фундаментальные факторы станут более благоприятными, в бюджетное правило при необходимости всегда можно внести соответствующие корректировки, но пока они представляются преждевременными, - консервативна главный аналитик Бинбанка Наталья Ващелюк. Российский бизнес сможет стать драйвером экономического роста только при устранении структурных барьеров, среди которых — проблемы конкуренции частного и госсектора, коррупции, многочисленных проверок бизнеса, большое количество частых изменений, например, в налогообложении, уверен Аналитик Райффайзенбанк Денис Порывай. - В России экономический рост обеспечивается, в основном, за счет сырьевого ориентированного на экспорт сектора, в остальных секторах у нас продолжается экономический спад из за слабого внутреннего спроса, - пояснил он. Полностью устраниться от финансирования ВВП государство в текущей модели не сможет. - Государство не может не финансировать ВВП. Оно поддерживает гособоронзаказ, бюджетники в дальнейшем тратят деньги, что поддерживает потребление и ВВП, - напомнил он. При этом в целом эксперты поддержали позицию Алексея Кудрина о необходимости структурных реформ и прежде всего - ускоренного развития инфраструктуры.

ВВП по средствам
© Известия