ШОС и перспективы формирования большого евразийского партнерства

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ: Расширение ШОС и растущая динамика показателей развития «Из регионального форума ШОС превратится фактически в трансконтинентальную организацию и будет объединять почти 43-44% населения всего земного шара. А совокупный объем ВВП по паритету покупательной способности «расширенной восьмерки» будет достигать 33-35 трлн долларов», — Рашид Алимов, генеральный секретарь ШОС. Формирование единого евразийского пространства «На наших глазах происходит формирование общего пространства в Евразии. Его оформление с учетом национальных стратегий государств-членов ШОС, реализация интеграционного процесса в рамках ЕАЭС, продвижение китайской инициативы «Один пояс, один путь», а также укрепление взаимодействия и сотрудничества между ШОС и АСЕАН будут способствовать объединению протекающих сегодня здесь экономических процессов», — Рашид Алимов. ПРОБЛЕМЫ: Конкуренция между большим количеством инициатив в азиатском регионе «На пространстве Азии наблюдается большое число различного рода экономических инициатив. Мы их, с одной стороны, приветствуем, но с другой, отмечаем, что эти инициативы порой начинают не дополнять друг друга, а конкурировать», — Вероника Никишина, член коллегии по торговле Евразийской экономической комиссии. Риск снижения эффективности работы ШОС в процессе расширения «В процесс расширения надо входить с четким пониманием риска относительно эффективности деятельности организации и с соответствующим пониманием, как эти риски минимизировать», — Евгений Винокуров, директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития. РЕШЕНИЯ: Создание современной разветвленной системы транспортных магистралей «Мы сможем использовать те самые транспортные коридоры, логистические маршруты, которые сейчас строятся, для минимизации транспортных издержек и повышения конкурентоспособности той продукции, которая будет рождаться в кооперации», — Алексей Груздев, замминистра экономического развития РФ. «Строительство транспортных коммуникаций — это самое важное. «Один пояс, один путь» — это не просто какая-то линия, это целая плоскость. Это общее экономическое транспортное пространство на всем евразийском континенте», — Синь Ли, директор Института сравнительных экономических исследований Шанхайского института международных исследований. Формирование банка данных по интересным для участников ШОС проектам «Важно формировать при участии Делового совета, который играет активную роль в повестке ШОС, банк данных тех проектов, которые отвечали бы ее программным документам и представляли бы интерес для нескольких участников ШОС», — Алексей Груздев. Формирование большого евразийского партнерства и новые типы соглашений, подходящие для сотрудничества «Что мы предложили бы для формирования евразийского партнерства? Это набор моделей нового типа соглашений с нашими партнерами. Речь идет о том, что в каждом конкретном случае выбирается своя взаимовыгодная модель, свой охват договоренностей и новых правил игры», — Вероника Никишина. «Повестку дня с отдельными странами объективно легче реализовывать через индивидуальные зоны свободной торговли именно с ними. Через такие двусторонние соглашения и будет складываться ткань большой Евразии», — Евгений Винокуров. ШОС может стать ключевой платформой для объединения всех национальных стратегий и интеграционных инициатив «Евразийское всеобъемлющее партнерство на площадке ШОС имеет очень хорошую перспективу», — Синь Ли. Необходимость сотрудничества в сфере безопасности «Если страны будут проводить регулярные встречи, как раз это и даст само по себе, что в этом регионе будет больше мира. Сегодня вы не можете разговаривать о торговле и экономике без безопасности», — Махмуд Ваэзи, министр связи и информационных технологий Исламской Республики Иран.