Генеральный директор КамАЗа: мы видим рост рынка и адекватно отвечаем на этот вызов

О финансовых и операционных прогнозах на текущий год, новых горизонтах экспорта и перспективах команды "КамАЗ-мастер" в интервью ТАСС в рамках Петербургского международного экономического форума рассказал генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин. – Первый вопрос касается решения о пролонгации мер поддержки автопрома. В связи с этим, какие объемы по выпуску и продажам машин "Камаз" прогнозирует в этом году? Сколько составит экспорт? – Если говорить о государственных мерах поддержки, то я бы, наверное, сказал так: поскольку кризисные явления в стране сходят на нет, и особенно в нашем сегменте есть заметный рост, то, наверное, нужно переосмысливать меры поддержки автопрома. Для того, чтобы четко понять, что мы хотим, необходимо рассмотреть и принять конечный вариант стратегии. Есть мнение нас как автопроизводителей, есть реалии, сложившиеся в экономическом поле России, и есть желание правительства. Мы много времени потратили на проведение этой работы. Стратегия автопрома, по-моему, на этой неделе уже была представлена Министерством экономического развития. Мы приступим к обсуждению конечного варианта для того, чтобы понять, на что готово государство. Но я убежден, что сегодня концентрировать поддержку государства нужно на инновационных сегментах рынка. Это крайне важно. Если мы этого не будем делать, Россия рискует заморозить этот сегмент автопрома, и снова войти в ту стадию, когда мы технически сильно отстаем. Что касается сегодняшнего рынка, общий объем рынка в этом году будет больше, чем мы рассчитывали. В нашем сегменте мы рассчитывали, что объем рынка будет около 45 тыс. единиц. Однако сегодня видим, что рынок точно будет больше 50 тыс. И основной рост пришелся на премиум-сегмент, очень активно стали покупать премиум-иномарки, в том числе наш новый модельный ряд – мы точно с ним не опоздали, пришли на рынок вовремя. Потому что в прошлом году на падающем рынке просто 30% премиум-сегмента собрали. В этом году будет сложнее, потому что темпы роста этого сегмента гораздо больше, но все равно мы новым модельным рядом удвоили объем продаж этого сегмента. В нашем бизнес-плане внутренний рынок России – 29 тыс. автомобилей с небольшим. Сейчас мы приступили к изменению наших прогнозов. Мы считаем, что мы продадим на 2-3 тыс. больше. Соответственно, на второе полугодие наши планы будут увеличены. Традиционно пик спроса приходится на последние четыре месяца. Эта зависимость менялась только один раз – 2008 год, когда в середине сентября нас накрыла первая волна экономического кризиса. Тогда все три месяца продаж сошли на нет, и мы тяжело его переживали, но вовремя приняли меры, позволили "Камазу" без серьезных потерь пройти этот кризис. Сегодня мы видим рост рынка, и "Камаз" адекватно отвечает на эти вызовы. Удвоение нового модельного ряда – та мера, которую мы просчитывали заранее. Что касается экспорта, то экспорт по итогам I квартала на 14% выше, чем в прошлом году. Мы не сбавляем оборотов. Сейчас я встречался с министром внешней торговли Кубы. Для нас это достаточно важный и серьезный рынок. Видим оздоровление и повышение спроса в Казахстане. Выигран тендер, подписан очередной контракт на поставку автомобилей в Туркменистан. Очень серьезные у нас перспективы по работе на рынках Африки. Я связываю это еще и с тем, что в стране наконец-то выстроилась система поддержки экспорта. На данном этапе, когда мы едем в страну, начинаем вести переговоры, зачастую рядом с нами сидит представитель, который гарантирует не только поставку техники, но и финансирование по нормальным международным стандартам. Это и неудивительно для наших клиентов, потому что с такими же условиями приезжает Китай, Индия, и наконец-то теперь это делает и Россия. Конечно, это очень резко изменило географию экспорта, и мы все дальше и дальше выходим за пределы бывшего СССР. – Про географию экспорта. С какими конкретно странами Африки вы ведете сейчас переговоры и что у вас с рынком Ирана? – Иран – сложный вопрос. Мы рассчитывали, что снимем все юридические проблемы и наконец-то вернёмся на рынок Ирана, где мы всегда присутствовали. Рынок очень большой. Недофинансирование, старый парк. Мы рассчитываем, что у нас получится все, что касается возвращения на этот рынок. У завода, который был нашим партнером по производству на территории Ирана, появился новый владелец, который решил финансовые проблемы, и мы сможем приступить к сборке и поставке в Иран наших автомобилей. Если брать Африку, то есть система разовых поставок по линии ООН. В самых горячих точках в Африке, наши автомобили перевозят гуманитарную помощь, наши автомобили перевозят голубые каски. Кроме всего прочего мы создаем центр компетенций в Южной Африке. Мы подписали соглашение с одной из африканских компаний для того, чтобы адаптировать наши автомобили. Это серьезная большая компания в ЮАР. – Давно подписали? – Еще в прошлом году, сейчас заканчиваются испытания нашей техники. Это касается в первую очередь правовых вопросов. У нас очень большой объем работы по нашему научно-техническому центру. После прохождения испытаний были сделаны рекомендации по доработке автомобилей, это мы сейчас выполняем. – А о каких-нибудь целевых показателях можно узнать? На сколько вы хотите выйти? – Мы считаем, что производство целесообразно, если минимум 500 в год. Желательно 1-1,5 тыс. Рассчитываем на такой объем. – А какие модели? – Пока это самосвалы по добыче полезных ископаемых. Мы рассчитываем, что, когда снимем все технические вопросы, сертифицируем все необходимые модели, в следующем году начать. – Скажите, а проект с заводом в Сенегале на какой стадии сейчас? – Это намерение. Сейчас стадия, когда Министерство финансов этой страны валидирует те правила, которые регулирует российская сторона в лице ЭКСАР и Росэксимбанка. Каких-либо серьезных разногласий нет. Мы услышали, что для Сенегала важно создание рабочих мест и местной продукции. Местные власти оказали нам всяческую поддержку. Надо сказать, что у них очень живой интерес. И сейчас наши технические специалисты работают уже над деталями проекта. Когда будет момент утверждения гарантий по осуществлению финансирования со стороны правительства Сенегала, мы уже к этому моменту будем готовы показать наши инвестиционные намерения. – Какой объем инвестиций вы закладываете? – Это зависит больше от Сенегала. В принципе, они готовы предоставить нам условия по размещению производств на территории индустриального парка недалеко от Дакара. Я бы сказал, что в стране созданы очень интересные экономические условия предоставления площадей с налоговым режимом. Полгода потребуется на запуск завода. – Соглашение может быть подписано в этом году? – Да. – А на этом заводе в Сенегале о каких моделях идет речь? – Самые разнообразные. Но это в основном модели сегодняшнего модельного ряда, это не новый модельный ряд. В частности первый контракт, подписанный нами – автомобили-рефрижераторы. В Сенегале существует программа по обеспечению населения продуктами питания с высоким содержанием белка. Они вылавливают рыбу, и чтобы доставить ее в центр страны, необходим довольно серьезный парк рефрижераторов. У нас контракт на 400 машин. – Раз мы затронули тему Африки, не могу не спросить про команду "КамАЗ-мастер" в ралли "Дакар" 2018 года. Приняли ли решение о ее участии? – Главная проблема, которая была для нас – это резкое изменение технического регламента. Было ли для нас это неожиданным? Пожалуй, нет. Мы знали об этом, но это все связано с достаточно высоким уровнем затрат. Конечно, мы технические вопросы решить можем. Вопрос в том, что создание спортивного мотора, как правило, занимает от двух до трех лет. У нас мотора такой мощности и такой размерности на "КамАЗе" не существует, то есть мы должны были найти партнеров. Три года мы работали Liebherr от 16 литров. Как только мы стали выигрывать с этим мотором, организаторы сказали, что 13 литров. Ну, хорошо. Решили ли мы эту задачу? Да, решили. У нас есть 13-литровый спортивный мотор. – То есть в следующем году "КамАЗ" участвует? – Можем ли мы сегодня рассчитывать на участие в "Дакаре"? Мы будем принимать после окончания ралли "Шелковый путь". Если машина с этим мотором подтвердит технические характеристики, и, самое главное, надежность двигателя, потому что это абсолютно тот мотор, который никогда не участвовал в таких гонках, у меня нет уверенности, что этот мотор будет с первого же года работать так, как требуется нашим гонщикам. Но пока все получилось. – Возвращаясь к финансовым вопросам: планируете ли в этом году размещать облигации? – Планируем в этом году, у нас очередные транши на 15 млрд рублей. Мы сейчас проводим корпоративные процедуры. Необходимости в средствах прямо сейчас нет. Нас это интересует либо в конце года, либо вначале следующего года, к чему мы и идем. У компании есть четкая обозначенная стратегия. Мы знаем, чего хотим. Рынок нас воспринимает. И надо подчеркнуть, что нашу инвестпрограмму только на заемные средства будет сложно осуществить. Если мы не инвестируем, через время компания будет на закате. Как я сказал, что если бы не было нового модельного ряда, успеха на рынке бы у нас не было. – Какую прибыль "Камаз" ожидает по итогам года? – У нас в бизнес-плане порядка 1,5 млрд была прибыль (по МСФО – прим. ТАСС). Компания работает на то, чтобы выполнить бизнес-план. В нашем бизнесе крайне важны объемы. Наши намерения увеличить объем продаж относительно бизнес-плана могут нам позволить вырасти в прибыли. Беседовала Лана Самарина