Семейный бизнес: пять историй успешных стартапов, основанных парами

Считается, что бизнес может разрушить отношения. Однако иногда он идет им только на пользу: оказывается, у тебя всегда есть надежная опора и человек, который точно не подведет. Мы решили поговорить с пятью семейными парами, которые живут и работают вместе 24/7. Свадебный салон "Мэри Трюфель" Основатели: Александра Метелева, Антон Панков, Наташа Платонова и Сергей Филатов Год основания: 2013 Александра Метелева: Бизнес-идея появилась из личной потребности, как это часто бывает, когда тебе что-то нужно, а ты этого не находишь и понимаешь, что этой вещи или услуги еще нет в принципе, и было бы здорово ее сделать. Проблема свадебных салонов заключается в том, что девушки там начинают стесняться, боятся выглядеть глупо и чувствуют себя дискомфортно. Когда готовишься к свадьбе, хочется прийти в очень уютное место, где будет много хороших платьев и не по космическим ценам. Мне в свое время такого магазина не хватило. Какого-то определенного бизнес-плана у нас не было, но сказать, что мы действовали совершенно вслепую, тоже нельзя. У меня есть друзья, которые начинали с бизнес-планом, прописанной бизнес-моделью, и у них получалось все не так, как изначально было задумано и спланировано. Были знакомые, которые открывались совершенно без каких-либо стратегий, но были не менее успешными. Бизнес-план – это такая штука, которая нужна, когда речь идет об очень крупном бизнесе или самоуспокоении. Мы вообще действовали вслепую, потому что открывали магазин в Москве. У Наташи Платоновой был опыт работы в другом городе в небольшом салоне с невысоким оборотом денежных средств. Я до этого вообще практически не касалась бизнеса. Никто из нас не знал – пойдет-не пойдет, не знал, какие методы рекламы использовать, как продвигать. Обо всем этом у нас были очень приблизительные представления. Наш стартовый капитал в 2013 году составлял четыре миллиона рублей, из которых было примерно по 700 тысяч личных накопленных, а остальное – кредиты. Изначально мы с Наташей предполагали, что запустим проект, и Наташа уедет назад в Волгоград, будет периодически приезжать, дистанционно заказывать товар и иногда помогать в салоне. На тот момент у меня была четырехмесячная дочка на руках, и предполагалось, что я тоже буду каким-то образом следить за магазином, и периодически приезжать, но в основном заниматься продвижением удаленно. Через полгода после открытия стало очевидно, что бизнес надо развивать, постоянно быть в курсе всего, находиться непосредственно в магазине и набирать обороты. Поэтому Наташе с Сергеем пришлось бросить в Волгограде дорогую квартиру, бизнес, налаженную и обустроенную жизнь с фитнес-клубами, парикмахерами, косметологами и переехать в Москву на съемную квартиру. Еще одной трудностью для нас стал набор персонала: нужна была адекватная портниха, которая могла бы подгонять платья, потому что без этой услуги мы были совершенно неконкурентноспособными; нужны были сотрудники-консультанты – люди, которым можно доверять. Сейчас, по своему опыту, я могу сказать, что успеха добиваются только те, кто живет своими проектами, очень много вкладывается лично, тратит свои силы, энергию, время. Кофейня 8/25 Основатели: Лена Шерякова, Стас Шеряков Год основания: 2015 Лена Шерякова: Мы очень любим пить кофе, и нам недоставало кофейни, где можно было бы не только попробовать, но и узнать что-то новое об этом напитке. Хотелось создать кофейню для потребителя, чтобы она соответствовала тому, чего хочет гость. Мы часто сталкивались с тем, что либо кофе невкусный: и дорогой, и недорогой – все невкусно; либо вкусный и дорогой, но сервис отвратительный. Часто в кофейнях подрабатывают студенты, которые не могут объяснить обычному гостю, что значит "пуровер" и чем он отличается от "раф-кофе". Сложилось впечатление, что посетитель должен сразу знать, что он хочет, ориентироваться и разбираться в разных видах кофе. Многие, как выяснилось, не знали даже, чем "капучино" отличается от "американо" – ну, мол, кофе и кофе. И мы захотели объяснить, окунуть обычного человека в этот новый мир кофе, но за вменяемые деньги и с отличным сервисом. Стартовый капитал составлял примерно 200 тысяч рублей. Когда мы открылись, я работала одна – стояла за стойкой, варила кофе, что-то пекла, а муж работал в офисе. Вообще, кофейня "8/25" расценивалась как хобби. Потом стало больше гостей, мы начали нанимать сотрудников, и муж в итоге уволился из офиса – мы стали вместе заниматься нашим бизнесом. Бизнес-плана изначально не было. Мы очень долго искали помещение: считали, что от этого стоит отталкиваться и в плане ремонта, и в плане концепции. А, как известно, в Москве очень сложно найти недорогое, небольшое помещение в проходном месте. Трудность заключалась в поиске хороших сотрудников. Сначала мы искали ребят с опытом, потом без него, чтобы научить - многие говорят, что это в разы проще. Сложно было найти человека, который заинтересован работать с такой же отдачей, как мы. К своему бизнесу относишься по-другому. Единомышленники – это очень важно Еще одна проблема - нечестность арендодателей. У нас была субаренда, и когда мы продлили договор на очередные полгода, то узнали из сторонних источников, что они хотят прикрыть наш договор, не продлевать его больше, и открыть свою кофейню на нашем месте. В итоге договор нам действительно не продлили, и они открыли свою кофейню на нашем потоке и с нашими сотрудниками. Мы отчасти уже были к этому готовы и открылись рядом, но уже в отдельном помещении, не на субаренде - управляющая компания дизайн-завода "Флакон" пошла навстречу и дала нам отдельное помещения. Нам было слегка страшно, потому что изначально вложенные деньги были небольшими, у нас не было кредитов. Установка была такая: если не получится, это не проблема, деньги мы сможем заработать. Когда рискуешь всем, берешь миллионы в кредиты, тогда, я думаю, это немного страшнее. Мы планируем расширяться и последние год-полтора ищем новое помещение. Сейчас мы работаем в формате to-go и у нас нет посадочных мест, но уже хочется большего. Например, в коллаборации с пивным заводом и нашими обжарщиками мы выпустили фирменное пиво, а еще давно сотрудничаем с тату-мастером Сашей Унисекс и первыми в Москве стали продавать переводные татуировки, а совсем скоро у нас появится новое меню и напиток, придуманный совместно с ней. Он будет называться Латте "Молоко Единорога", а рецепт мы пока держим в секрете. Кондитерская Сookingcake.msk Основатели: Анастасия и Ярослав Котюх Год основания: 2016 Анастасия Котюх: Декрет – время раскрытия потенциальных способностей, а второй декрет – это время раскрытия супер способностей! А если серьезно, меня вдохновили работы других кондитеров и решили не только слюни пускать, но и сами приблизиться к кондитерскому миру. Бизнес-плана, как такового, у нас не было, да и сейчас нет: готовим, потому что нравится и каждый раз интересно увидеть результат. Но мы рады, когда нам доверяют, когда мы можем стать частичкой личного праздника или особого события. Это означает, что мы на правильном пути и не стоит останавливаться на достигнутом. Стартовый капитал мы скопили сами. Мечтали, планировали, откладывали. Но первое время творили из подручных средств, прежде чем я смогла перейти на серьезные "орудия" кондитерского дела, и печь на заказ решились, наверное, только около полугода назад. Самой большой трудностью было, конечно, первоначальное отсутствие опыта и практики. Все познавалось методом проб и ошибок, поиском идеально подходящих рецептов, которые в первую очередь будут устраивать нас лично. Но это еще не все: мы сразу же столкнулись с другой проблемой – проблемой доставки торта в том виде, в каком он покинул наш "цех". Оказалось, что подложки очень сильно скользят внутри коробки, стенки коробок легко проминаются, а муссовые торты, покрытые велюром, имеют свойство растрескиваться от тряски. Так что пришлось пробовать, экспериментировать с разными формами. Конкуренция в Москве, конечно же, глобальная, но тех, у кого вкусная "начинка" совпадает с красивым внешним видом и, что не мало важно, технологически правильным выполнением, увы, мало. Так что делай хорошо – будет хорошо. На данный момент у меня в планах повысить свои познания в кондитерском деле, и продолжить творить обалденные торты, радуя наших заказчиков. Проект Svalka.me Основатели: Алексей и Ирина Баринские Год основания: 23 сентября 2015 года Алексей: Изначально Svalka.me не была бизнес-идеей. Это была просто идея, попытка решить собственную проблему огромного количества ненужных вещей в доме. Даже на момент запуска она не казалась нам прямо таким уж бизнесом. То есть, я не знаю, что было в голове у парней, которые запускали "Газпром", конечно, но что-то мне подсказывает, что они были настроены гораздо серьезнее, чем мы. Для нас это было любопытно, важно, непонятно, что из этого получится. Сама по себе идея родилась в 2014 году: мы планировали переезжать и столкнулись с тем, что за годы жизни накопили огромное количество одежды, книг, мебели, техники, сувениров и вещей, которые нам больше не нужны, а взять и отдать их куда-то одной кучей без разбора было некуда. У нас не было никакого бизнес-плана: приходилось действовать абсолютную слепую. Настолько слепую, что мы даже не вполне понимали, чем будем заниматься на следующей неделе – так быстро вокруг нас все менялось. Как хорошо, что мы тогда не потеряли времени на планирование! Более того, я убежден, что если бы мы сперва сели за калькуляторы, то "Свалки" могло бы вообще не быть. Изначально, мы с моим другом вложили по 600 тысяч рублей – это были личные накопления. Мы подумали, что можем обновить машины, а можем попробовать дать жизнь чему-то новому, что будет полезно для людей и интересно нам самим, поэтому выбор оказался очень легким. Трудностей никаких особенно-то и не возникло. То есть, я не хочу выпендриваться – это была очень тяжелая работа и непростой бизнес, но ничего необычного с нами не происходило, мало денег, мало людей, мало времени, слабое бизнес-сообщество, неразвитые или отсутствующие отрасли (переработки отходов, например). В общем, все как у всех. И честно говоря, наибольшей неожиданностью для нас стал успех. Мы предполагали, что сервис будет востребован, но мы никак не думали, что наберем первую тысячу заявок в течение первых нескольких дней. Так как отрасль была совершенно пустая, нам было не сложно и не страшно. Ну, то есть, если ты сомневаешься в том, что собираешься делать (и я говорю не о том сомнении, когда про "выгорит-не выгорит", я о том, что бывают сомнения в нужности того, что затеял, в том, хватит ли сил), то, конечно, будет страшно и тяжело. Но я не думаю, что это хорошая идея - начинать любой бизнес с дергающимся глазом. Если найдется человек, который скажет, что точно знает ответ на вопрос о перспективах своего стартапа, я назову его лгуном. За время работы над "Свалкой", я понял только то, что я даже не знаю самого факта, что я о чем-то не знаю. Я просто стараюсь чутко слушать свой бизнес и людей, пожимать как можно больше рук и вести за собой тех, кто мне доверился. Кафе "Стакан" Основатели: Елена Юнькова, Анна Швецова, Анна Пархитько, Константин Швецов Год основания: 2016 Елена Юнькова: Около двух лет назад моя мама придумала эту идею случайно оказавшись в кафе магазина "Икеа". Она спешила, но хотела перекусить, поэтому попросила упаковать еду с собой. Для упаковки продавец воспользовался обычным картонным стаканом. Она впечатлилась удобством такой упаковки и по дороге домой придумала название. С этого момента все и закрутилось. Изначально идея заключалась в том, что в картонном стакане можно купить простую и недорогую еду и съесть ее прямо на ходу. Это удобная альтернатива ланч-боксам, с которой, в отличие от первых, гораздо удобнее в плане мобильности: можно есть в пробке сидя в машине, в метро, просто на ходу, в парке, не опасаясь, что еда случайно вывалится. Кроме того, само слово “стакан” привлекло внимание с точки зрения происхождения, захотелось узнать его историю. Выяснилось, что только в русском языке для этого предмета есть отдельное слово – “стакан”. Но, до реального старта нашего проекта был еще год. И поскольку наша команда состоит из творческих людей, то и идею мы развили и сделали еще интересней и многогранней. Со временем появилась мысль начать собирать стаканы со всего мира. Их набралось так много, что решение сделать первый в мире музей стакана возникло само собой. Увидев их многообразие, мы захотели показать нашим гостям красоту и удобство такого простого предмета. И когда мы нашли помещение для кафе, то, разумеется, решили, что все блюда внутри будем подавать в стеклянных, керамических, медных, деревянных – да каких угодно! – стаканах. Созданием графического стиля логотипа и упаковки мы занимались совместно с нашими друзьями – решили, что хотим соединить тему современности и классики. В любом "новом" дизайне есть не всегда заметный отпечаток истории: мы окунули граненый стакан в краску, и получился наш фирменный отпечаток советского "мухинского" стакана. Такая, вот, связь времен. Чем больше мы работаем в проекте, тем больше открываем для себя его потенциал. Самое главное – это крепкий фундамент, на основе которого можно экспериментировать, как в дизайнерской части проекта, так и в кулинарной. Константин Швецов: В течение нескольких месяцев опрашивали всех друзей и знакомых, кто связан с этой сферой, поваров, администраторов ресторанов, барменов, поставщиков еды, бухгалтеров – всех. В итоге у нас сложилось довольно четкое понимание будущей жизни нашего заведения, в том числе и финансовой. В процессе мы правили и дополняли наш бизнес-план. Мы принципиально не хотели брать кредит. Наша схема подразумевает, что один из партнеров вносит деньги за ремонт, оборудование и за несколько месяцев аренды, пока мы не начнем выходить в ноль. Нам было довольно трудно найти помещение, которое бы нас устраивало по всем параметрам: молодому бизнесу неохотно сдают хорошие площадки. Поэтому сами поиски заняли месяца два. И не зря: зато сейчас у нас не помещение, а просто конфетка – уютное пространство с огромными окнами в самом центре Москвы. Также была проблема с подбором персонала. Поначалу, как, наверное, у многих "новичков", была текучка. Непросто найти людей, которые подходят к делу неформально. Но в итоге, сейчас мы железно уверены в своих сотрудниках. Самая неожиданная трудность с которой мы столкнулись – это система вентиляции. В процессе ремонта мы сменили несколько подрядчиков, а потом почти полностью все переделывали уже в работающем кафе. Пришлось самим вникать во все тонкости проектирования и монтажа, так что это был бесценный опыт. Бизнес в Москве открывать можно и нужно. Конечно будут препятствия, сложности, и даже какие-то серьёзные проблемы придется решать. Но, в конечном итоге, это все движение, жизнь, опыт, да просто интересно, в конце концов. Я играю в "Музыкальном Коллективе Петра Налича", и когда нас спрашивали про перспективы и планы, мы всегда говорили, что у нас в планах Мировое Господство! Теперь я эту цель переношу и на наш "Стакан". Мы изначально задумывали этот бренд как зонтичный, с множеством направлений и ответвлений. Сейчас мы развиваем нашу первую точку: это "Стакан-кафе", "Стакан-клуб", "Стакан-арт-пространство" и "Стакан-бар". А в планах, конечно, развивать стрит-фуд направление, кейтринг в стаканах, участвовать в ярмарках. Ну и конечно надо запустить "Стакан" в космос. Еда для космонавтов в стаканах! Тюбики, очевидно, – это прошлый век. Почему бы нет?!

Семейный бизнес: пять историй успешных стартапов, основанных парами
© Москва24