Достаток догнал спрос в падении

Снижение доходов населения ударило по легкой промышленности Челябинской области В Челябинской области спрос на продукцию местных предприятий легкой промышленности за год упал на 20–30%. Предприниматели уверены что, это связано с падением доходов населения. По данным Челябинскстата, производство в отрасли увеличивается: в первом квартале 2017 года рост составил от 9,6% до 16,3%. Но представители легпрома смотрят на будущее пессимистично и констатируют, что не могут конкурировать с дешевым импортом в ситуации, когда помощь государства им оказывается только на словах. В Челябинской области спрос на обувь и одежду местных производителей за год упал на 20–30%. Об этом вчера на пресс-конференции заявила главный экономист АО «Обувная фирма „Юничел”» Оксана Надеина. «Для легкой промышленности с 1990-х годов продолжается нескончаемый кризис. Мы сейчас переживаем снижение спроса, связанное с падением реальных доходов населения. Люди покупают только основную пару обуви, чтобы было в чем выйти из дома. За второй, третьей парой к нам они уже не идут»,— констатировала госпожа Надеина. Директор фабрики «Пеплос» (специализируется на производстве мужских костюмов) Валерий Захарчук отметил, что спрос на их продукцию сохранился примерно на прежнем уровне. Не потерять покупателя, по его словам, удалось за счет расширения ассортимента: кроме классических костюмов стали шить casual, а с этого года еще и рубашки, и трикотажные изделия. За счет новых видов продукции выросли объемы производства на 10%. По данным Челябинскстата, по итогам 2016 года и четырех месяцев 2017-го наблюдается рост производства в отрасли. Так, в прошлом году текстильные и швейные предприятия увеличили выпуск продукции на 1,3% по сравнению с 2015 годом, производство кожи, изделий из нее и обуви — на 4,1%. При этом в целом объем изготовленной продукции составил всего 7,1% от уровня 1991 года в текстильном и швейном секторе и 23,2% в производстве кожи и обуви. Несмотря на данные статистики, южноуральские производители обуви и одежды не испытывают большого оптимизма по поводу будущего. По-прежнему одна из главных проблем — дешевый и, как правило, «теневой» импорт. Например, по подсчетам предпринимателей, цена на местные и «китайские» туфли может различаться в четыре-пять раз. По словам Оксаны Надеиной, проблема существует с начала 2000-х годов, но со стороны государства действенных шагов для ее разрешения не делается. Однако представитель обувной фабрики упомянула, что сейчас рассматривается вопрос о маркировке обуви по аналогии с меховыми изделиями. Производители говорят, что цена изделий южноуральского легпрома могла бы быть ниже, если бы не необходимость покупать импортные комплектующие, материалы и оборудование. «Сегодня каждый политик говорит о помощи предпринимателям и отраслям, но эти слова остаются в воздухе. Есть проблемы с таможней, контрафактом, стоковая система вообще не регулируется государством. Есть положительные тенденции к тому, чтобы легкая промышленность развивалась, только нам мало кто помогает»,— говорит директор Миасской швейной фабрики Михаил Попов. По его словам, сегодня не работает региональная кооперация: например, спецодежда для местных предприятий закупается в других регионах. При этом южноуральские производители, пытающиеся выйти на рынки других субъектов РФ, сталкиваются с административными барьерами. По мнению Михаила Попова, правительство Челябинской области должно помогать местному легпрому не на словах, а на деле. Год назад предприятия легкой промышленности Челябинской области решили объединиться в кластер. По словам одного из инициаторов его создания, директора ООО «Фабрика шнуров» и председателя комитета по легкой промышленности региональной «Деловой России» Сергея Cиренко, объединение расширило бы доступ производителей к господдержке и позволило бы более эффективно отстаивать интересы отрасли. До сих пор кластер не создан, по словам господина Сиренко, потому что это «никому не интересно». «Нам помогает только Центр кластерного развития, минэкономразвития региона никакой пользы, видимо, в легкой промышленности не видит, поэтому относятся к нам так: „Активность проявляют, ну и молодцы”. А сами предприниматели привыкли вариться в своем соку, и многие не верят в какую-то поддержку государства»,— говорит директор «Фабрики шнуров». По его словам, при благоприятном стечении обстоятельств кластер должен появиться к сентябрю текущего года. На начальном этапе туда войдут от пяти до десяти предприятий малого и среднего бизнеса. В региональном минэкономразвития не смогли оперативно прокомментировать ситуацию в отрасли. Юлия Гарипова

Достаток догнал спрос в падении
© Коммерсантъ в Челябинске