В ОП РФ назвали недопустимой кампанейщину при передаче услуг негосударственному сектору

Обеспечение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций — одна из главных тем открывшегося в Красногорске II Форума социальных инноваций регионов. «Дорожная карта« заработала В России насчитывается более 132 тысяч социально ориентированных НКО, где работает около миллиона человек. При этом, несмотря на рост количества негосударственных организаций социального обслуживания граждан с 95 в 2013 году до нескольких сотен сегодня, в реестр поставщиков социальных услуг включено 547 негосударственных организаций, из которых лишь 377 НКО. В ходе дискуссии шла речь о выполнении „дорожной карты“ по поддержке доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере. План мероприятий по ней Правительство РФ утвердило ровно год назад. Документом поставлены задачи увеличить долю таких структур (коммерческих и некоммерческих) и создать условия для повышения качества услуг. Зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт рассказала о первых результатах работы »дорожной карты»: «На Первом форуме мы познакомились с несколькими моделями доступа некоммерческих организаций к социальным услугам, представленным Пермским краем и Республикой Башкортостан. Сегодня можно назвать уже более десятка субъектов РФ, разработавших свои механизмы. Среди них Ханты-Мансийский АО, Санкт-Петербург, Москва и Московская область. Растёт число регионов, которые внедряют эти форматы. Понятно, что схемы у всех разные. Либо это аутсорсинг, либо передача субсидий через автономные некоммерческие организации. Но важно, что каждый регион нарабатывает свой опыт. И это очень позитивно». В то же время, подчеркнула сенатор, «многое зависит от воли региональных властей, от их желания идти по этому пути и передавать часть госуслуг на аутсорсинг». «Поэтому пока, конечно, не отмечается преобладающего большинства в данном процессе. Более того, встаёт ещё один вопрос — о тарифах на оказание социальных услуг. Мы всё-таки считаем, что на федеральном уровне должна быть выработана некоторая методика их расчёта. Это нужно, чтобы субъекты не имели возможности занижать тарифы и делать их экономически нецелесообразными для некоммерческих организаций», — отметила Гехт. Форум позволяет познакомиться с уже реализуемыми проектами и при желании без особых затрат внедрить их в других регионах. Это шаги к реформированию и модернизации сферы социальных услуг, считает она. «По результатам обсуждения на II форуме мы предложим свои инициативы по совершенствованию законодательства и, возможно, уточнению «дорожной карты». Наверное, стоит упростить процедуру получения статуса социально ответственных некоммерческих организаций. Сегодня это делается на федеральном уровне. Почему бы не спуститься на региональный? Остаётся в повестке и вопрос о необходимости принятия закона о социальном предпринимательстве», — добавила сенатор. Неоднородность рынка социальных услуг Рынок социальных услуг весьма неоднороден. В одни секторы активно заходит бизнес. Например, предприниматели участвуют в организации домов или пансионатов для пожилых людей. Коммерческие организации ориентированы на прибыль, а тут есть платёжеспособный спрос. Имеется немало состоятельных семей, которые могут заплатить за содержание своих пожилых родственников. «Иная ситуация в сегменте работы с малообеспеченными стариками, — сказала член Общественной палаты РФ, директор автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации» Елена Тополева-Солдунова. — Они тоже должны жить в достойных условиях, но заплатить за себя не способны. Выход в том, чтобы они находились у себя дома, при условии сопровождения. Его скорее могут обеспечить некоммерческие организации, которые работают не для прибыли, а ради какой-то своей миссии». По словам Тополевой-Солдуновой, активно ведёт себя бизнес в сфере медицины, особенно развивая частные клиники. «Но вот с центрами реабилитационными хуже. В сфере образования, напротив, немало некоммерческих организаций, что и предусмотрено законом. Хотя, на мой взгляд, то, что только они могут оказывать образовательные услуги, — достаточно спорная вещь. Тем более здесь уже хорошо себя зарекомендовали негосударственные школы», — отметила член Общественной палаты. По мере готовности А вот в сфере социального обслуживания пока мало и бизнеса, и НКО — менее одного процента. Всё остальное — государство. К тому же те некоммерческие организации, которые здесь уже работают, не получают никакого возмещения из бюджетов. По мнению участников форума, такое положение неправильно. Государство должно встроить НКО в системную деятельность. Это будет способствовать конкуренции и повышению качества услуг для граждан. В России не хватает центров обслуживания для инвалидов, пожилых людей, малообеспеченных, многодетных семей. Это может быть надомный уход за одинокими, услуги для адаптации мигрантов, да много чего… Законодательство позволяет. Надо только войти в реестр поставщиков и получать соответствующее бюджетное финансирование на эту деятельность. «Есть одно «но», — предостерегла Елена Тополева-Солдунова. — Сфера социальных услуг — очень деликатная область, и тут нельзя устраивать никакой кампанейщины, гнаться за процентами и показателями. Да и не всё здесь можно передать в негосударственные руки. Ещё мало организаций, которые обладают необходимыми имущественными комплексами или положенными компетенциями. Возьмите хотя бы психоневрологические интернаты. Весьма желательно усовершенствовать организацию их работы, так как здесь очень часто нарушаются права больных, но вместе с тем сегодня нет негосударственных организаций, которые бы могли прямо сейчас взять эту миссию на себя. А вот альтернативная форма — проживание людей из интерната на своих квартирах, но в сопровождении уже используется». Передавать услуги в негосударственный сектор член Общественной палаты в заключение призвала лишь при его полной готовности, наличии ответственных поставщиков. Любые искусственные меры вредны, считает Тополева-Солдунова. А то у нас иногда даже специально создают какие-то симулякры. Идти следует не от пожеланий и теорий, а от практики. Тогда это действительно будет работать на благо граждан.

В ОП РФ назвали недопустимой кампанейщину при передаче услуг негосударственному сектору
© Парламентская газета