Ещё
Самый низкий: В S&P оценили рейтинг РФ после смены власти
Самый низкий: В S&P оценили рейтинг РФ после смены власти
Экономика
Еще недоступнее: Россиян готовят к повышению цен
Еще недоступнее: Россиян готовят к повышению цен
Недвижимость
Власти раскрыли, какой станет пенсия через год
Власти раскрыли, какой станет пенсия через год
Личный счет
Элитный комплекс Loft River в Москве будет снесен весной
Элитный комплекс Loft River в Москве будет снесен весной
Недвижимость

Новые концессии остались без финансирования 

Новые концессии остались без финансирования
Фото: Ведомости
Претензии (ФАС) к концессиям оставили этот рынок без денег: банки отказываются финансировать концессии, в которых расходы инвесторов покрываются из бюджета, пока их законность не будет доказана в суде, рассказали «Ведомостям» два консультанта инфраструктурных проектов. Положительное решение суда или изменения в закон о концессиях могут стать условием финансирования проектов с платой концедента основными финансирующими организациями, включая , подтверждает руководитель дирекции инфраструктурных проектов Газпромбанка .
Представители и  отказались от комментариев.
Это последствие «башкирского дела». Банки начали перестраховываться с начала 2017 г., как только ФАС отменила конкурс в , знает советник Dentons Илья Скрипников: по еще не начавшимся проектам первый транш пойдет, только когда ситуация прояснится.
ФАС объявила госзаказом концессии, где все расходы инвестора покрываются из бюджета. Поводом стал конкурс транспортного комитета Башкирии на автодорогу  — . Арбитражный суд  в начале июня полностью согласился с доводами службы: такой контракт должен оформляться как госзаказ и подрядчик будет выбираться на электронном аукционе.
Концессия — основная форма государственно-частного партнерства (ГЧП). Из 2446 действующих проектов ГЧП 2200 — концессии (см. график), по данным Центра развития ГЧП. Проекты с платой концедента обычно самые крупные. В  таких концессий 25, реализуется 16, менее 1% (всего их 1952), но именно на них приходится 40% таких инвестиций (310 млрд из 765 млрд).
Решение ФАС, а затем и суда поставило под угрозу как минимум шесть федеральных концессий, которые уже реализуются, в том числе «Платон», платную трассу Москва — , несколько крупных региональных проектов. Из проектов, которые только должны быть запущены, самый крупный — четвертый участок ЦКАД. ГК «Автодор» подписала с ООО «Юго-Восточная магистраль» концессионное соглашение на Петербургском экономическом форуме, а финансовое закрытие должно пройти через четыре месяца, заявил предправления ГК «Автодор» «Интерфаксу», переговоры о финансировании проекта ведутся с Газпромбанком, Сбербанком и китайскими инвесторами. Газпромбанк финансирует и третий участок ЦКАД. Достроить кольцо вокруг Москвы «Автодор» рассчитывает в 2019 г., т. е. на строительство последнего участка (96,5 км) остается менее 1,5 года.
Банки, как правило, предоставляют 70–80% всего частного финансирования проекта, оставшиеся 20–30% — собственные средства концессионеров, рассказывает Скрипников. Сначала компания тратит собственные деньги — готовится к конкурсу, нанимает консультантов, а оставшиеся деньги идут параллельно траншам банков. Если концессионеры понимают, что денег от банка пока не будет, они могут тратить больше собственных средств — через увеличение уставного капитала или акционерные займы, считает Скрипников.
В концессиях, как правило, оговорены обстоятельства, которые концессионер предвидит, но предотвратить не может (в том числе изменения законодательства), если такое случается, концессионер требует возмещения расходов от государства, продолжает Скрипников, если из-за решения ФАС банки откажутся финансировать проекты, концессионеры смогут требовать от государства возмещения расходов.
По проекту третьего участка ЦКАД работа с финансирующими организациями движется в графике, согласованном при финансовом закрытии, говорит замдиректора по финансовому развитию «Автобана» , ситуация по четвертому участку ЦКАД будет понятна в процессе переговоров с банками.
Решение банков не удивительно, они предупреждали, что очень взволнованы претензиями ФАС, и их можно понять, говорит партнер Hogan Lovells .
Те концессии с платой концедента, которые уже запущены, вероятно, будут реализовываться в обычном режиме, рассчитывает аналитик InfraOne Александра Галактионова. Рынок действительно замер после судебного решения — репутационный урон инструменту уже нанесен, и значительный.
До разрешения спора брать ответственность за новые концессии с платой концедента участники рынка, скорее всего, побоятся, считает она, хотя после заявления президента об инфраструктурной ипотеке (которая, по сути, и есть концессия с платой концедента) опасения в основном развеялись.
Разрешить ситуацию может суд следующей инстанции, но представители «Башкирдорстроя» и транспортного комитета Башкирии не ответили «Ведомостям», будут ли подавать апелляцию. Внести ясность в определение концессии и госзаказа должны поправки — разработать их на коллегии по ГЧП поручил первый вице-премьер . Работа ведется, отвечает представитель Минэкономразвития.
Ясность вряд ли наступит до конца года: прохождение судебных инстанций может легко занять 5–6 месяцев, как и принятие поправок в закон, полагает Долгов. Банки также могут рассчитывать на компенсацию при расторжении соглашения и вернуть все вложенные деньги, заключает он.
Видео дня. Жириновский предложил списать долги россиян по кредитам
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео