Беломорский смерть-канал

Строительство Беломорско-Балтийского канала было закончено 20 июня 1933 года. Он соединил Белое море с выходом в Балтику и в бассейн Волги. Сооружение канала было самой значительной стройкой 1-й пятилетки. Но полезно вспомнить об эффективности труда в условиях мобилизационной модели экономики.Беломорканал был задуман до революции. Профессор Тимонов в 1900 году на Всемирной выставке в Париже получил за проект золотую медаль. Но только у большевиков хватило энергии, чтобы реализовать проект. Правда, исполнен он был по жестким лекалам. На стройке трудились 120 тысяч человек — заключенные ГУЛАГа, осужденные как по политическим статьям, так и по уголовным. Смертность была 3 процента. В 1933 году стройку во главе с Горьким посетила группа писателей — Алексей Толстой, Катаев, Родченко, Ильф и Петров, Зощенко, Шкловский, Бруно Ясенский. Все оставили восторженные впечатления о стройке, где налажено воспитание нового человека. Пропагандистский эффект перевесил человеческие потери. О других стройках ГУЛАГа, которые продолжили опыт Беломорканала, песен уже не слагали. Все данные были засекречены. Заключенными были построены все закрытые города Атомного проекта, Норильский комбинат, многие железные дороги, в том числе начало БАМа, Канал имени Москвы и Волго-Донской канал, Комсомольск-на-Амуре, Дудинка, Советская Гавань, Воркута, Ухта, Инта, Печора, Дубна, Северодвинск… В 1950-е годы число заключенных в ГУЛАГе достигло 2,5 миллиона человек. Историки считают, что на ГУЛАГ приходилось 5% валового национального продукта. Но уже в конце 1930-х годов стало понятно, что экономическая модель подневольного труда себя не оправдывает. Было подсчитано, что в гражданском секторе на строительно-монтажных работах выработка почти в 2 раза выше, чем в системе ГУЛАГ. Заняв должность наркома НКВД, практичный Берия обратился к Молотову с просьбой увеличить норму снабжения, чтобы поднять производительность труда. Зэки получали всего 1500 калорий в сутки. Для полноты картины надо сказать, что в лагерях существовала и система поощрения. В Норильске до трети рабочих были «стахановцами» и жили в льготных условиях. Я был во многих закрытых атомных городах, и старики вспоминают, что некоторые зэки уезжали со стройки на собственных «Победах». После смерти Сталина идеологические соображения уже не позволяли мириться с лагерным трудом. В 1960 году система ГУЛАГ была закрыта. За 30 лет в трудовых лагерях скончались 1,5 миллиона человек. Что касается деятелей культуры, то правду рискнул сказать только Николай Клюев: «Беломорский смерть-канал». Сам Клюев погиб в лагере… По каналу сегодня перевозится только 0,5 миллиона тонн грузов в навигацию. Для сравнения, в 1985 году по водному пути канала было перевезено 7 миллионов 300 тысяч тонн.

Беломорский смерть-канал
© Вечерняя Москва