Город строительных грехов, или Почему Краснодару не мил свой облик

«Внутренняя кухня» Уже скоро Краснодар может обзавестись новым главой департамента архитектуры и строительства. Как стало известно журналистам, высока вероятность, что эту должность займет Михаил Фролов. Городская дума рассмотрит его кандидатуру завтра, 22 июня. 31-летний Михаил Фролов является уроженцем Мурманской области. Будучи выпускником юрфака, большую часть жизни он проработал на различных должностях, связанных со следственными органами. Так, последний занимаемый им пост – следователь по особо важным делам Северо-Западного СУ на транспорте СК РФ в Санкт-Петербурге. Впрочем, после этого он успел поработать советником отдела разрешительной деятельности департамента разрешительной деятельности и контроля Министерства строительства и ЖКХ РФ. При этом ставший в конце прошлого года главой Краснодара Евгений Первышов сам некоторое время успел проработать заместителем директора департамента разрешительной деятельности и контроля – начальником отдела разрешительной деятельности Минстроя России. А назначенный им недавно вице-мэр Краснодара Владислав Ставицкий (который с конца декабря координирует в муниципалитете работу по вопросам архитектуры, строительства, муниципального земельного, а также имущественного контроля) является сыном первого замминистра Министерства строительства РФ Леонида Ставицкого. Объясняя неожиданные кадровые предпочтения мэрии в данном вопросе (решившей во главе строительного ведомства поставить профессионального следователя), помощник главы Краснодара Владимир Вербицкий поделился историей из «внутренней кухни мэрии». По его словам, в администрации Краснодара в июне начали внутреннюю проверку всех объектов, по которым в последние месяцы были выданы разрешения на строительство. Поручение о проверке Первышов отдал после выявления факта фальсификации документов и разрешения на строительство многоквартирного дома со стороны одного из чиновников мэрии. Удалось обнаружить, что департамент выдал документ, разрешающий возведение многоквартирного дома на участке земли, которая имела иное целевое назначение. Это здание могло помешать строительству новых корпусов при заводе CLAAS. Уполномоченные органы выяснили, кто из числа сотрудников отвечает за предоставление к разрешению подложных документов. В итоге, разрешение на строительство было отменено. «Решение поставить на должность директора департамента архитектуры и градостроительства Краснодара бывшего следователя, человека с большим опытом работы именно в департаменте разрешительной деятельности и контроля Минстроя РФ - не просто верное, а необходимое. Возможно, даже немного запоздалое», – сообщил в связи с этой историей Владимир Вербицкий. Отметим, что о проблемах с курирующим городское строительство ведомством сам Евгений Первышов высказался еще в начале апреля. «Департамент (архитектуры и градостроительства, – прим. ред.) за последнее время допустил очень много системных ошибок, связанных с генпланом и с еще рядом вопросов. Безусловно, первым кто должен был покинуть стены ведомства, являлся Игорь Медведев (директор этого департамента, – прим. «ФедералПресс»). Сейчас мы активно занимаемся поиском того человека, который смог бы взять на себя очень ответственную работу и возглавить ведомство. Пока есть ряд кандидатов, от некоторых из которых мы уже отказались», – рассказал градоначальник. Также Евгений Первышов тогда комментировал судьбу главного архитектора города Игоря Мазурка, которого сам давно уже обещал уволить. По словам мэра Краснодара, Игорь Мазурок не обладает задатками руководителя, однако является неплохим специалистом в ряде вопросов. «Поэтому сегодня он отстранен от работы с выдачей разрешений на строительство и подписанием каких-либо документов. Но он продолжает работать. Сейчас я перед Игорем Мазурком ставлю задачи в части художественного оформления города, стилей, развития пространств. Т.е. всем тем, чем он умеет заниматься. Поэтому на качество его работы в этой области я сейчас буду смотреть», – рассказал мэр. Добавим, что по мнению городских властей, одним из главных дестабилизирующих строительную отрасль факторов является массовый наплыв мигрантов. Так, в феврале этого года Игорь Мазурок привел данные: по генеральному плану 2012-го года показатель ежегодного роста в столице региона составляет 15 тыс. человек. В реальности в год прибывает от 150 до 200 тыс. человек. Это как раз та база потребителей, которая приобретает жилье и создает определенный спрос. Именно эту «диспропорцию» и ее устранение считает главной проблемой Краснодара Игорь Мазурок. Он уверен, что простым запретом строительства ситуацию не изменить. А на днях Евгений Первышов заявил, что за последние пять-семь лет в региональную столицу переехали около 350 тыс. новых жителей (включая переселенцев как из районов края, так и выходцев из других субъектов РФ). В итоге общая нагрузка на бюджет Краснодара от возросших миграционных потоков составляет около 1 трлн рублей. Тяжкострой и неприглядный облик Обсуждение нового главы департамента архитектуры и градостроительства Краснодара проходит на фоне очередной попытки городских властей провести кардинальную корректировку действующего генплана. В понедельник, 26 июню, в кубанской столице стартуют слушания по изменениям в градостроительный документ, которые должны были пройти еще осенью 2015-го, однако несколько раз переносились. За это время руководство сменилось не только в главном строительном ведомстве муниципалитета, но и в самом городе. Кроме того, своей должности успел лишиться курирующий строительство в крае вице-губернатор Юрий Гриценко, который изначально вступал с критикой подготовленного генплана командой старого мэра, а потом поучаствовал в разработке одной из версий документа, вызвавшей недоумение местных активистов. Проблемы генплана вновь обсуждались в конце мая этого года Вениамином Кондратьевым и Евгением Первышовым. На встрече с активистами они обсудили, что сделано по вопросам различных направлений градостроительной деятельности. В том числе, о резервировании площадок под социальные объекты, строительстве школ и детских садов в Восточно-Кругликовском, Московском и Юбилейном микрорайонах, застройке пойменных территорий в микрорайоне Гидростроителей, развитии транспортной инфраструктуры и инженерных сетей в развивающихся жилых массивах, закреплении существующих и создании новых зеленых зон. «Краснодарцы должны жить в комфортном и благоустроенном городе. Никакой точечной застройки быть не может. У горожан должно быть понимание, сколько будет детсадов, школ и когда они появятся», – отметил тогда Вениамин Кондратьев Впрочем, пока городские и краевые власти бьются над возможностью внедрить новую градостроительную политику, краснодарцы продолжают испытывать серьезные неудобства от того, к чему кубанская столица пришла ранее. «Не надо быть экспертом, чтобы понять, что в области градостроительных правил, землепользования и застройки сложились серьезные проблемы», – комментирует «ФедералПресс» ситуацию депутат регионального заксобрания Николай Петропавловский. По словам парламентария, в городе целые микрорайоны с десятками тысяч жителей возведены в непредназначенных для этого местах. При этом они прикреплены к не рассчитанной на такой огромный объем граждан коммунальной инфраструктуре. В ряде случаев застройка настолько плотная, что дома буквально прижаты друг к другу, сокрушается эксперт. Серьезной проблемой является постройка многоэтажек на земле, выделявшейся под малоэтажное строительство. Все эти проблемы не раз поднимались депутатами в стенах ЗСК, делится парламентарий. «Отдельная тема – это архитектурный облик кубанской столицы. У нас в одном месте могут соседствовать дореволюционные двухэтажные здания, пятиэтажные хрущевки и двадцатиэтажные новоделы. Все это производит достаточно странное визуальное ощущение. Повторю фразу одного из экспертов, что новострой в некоторых местах нанес архитектуре Краснодара больший ущерб, чем Великая Отечественная война», – рассказывает Николай Петропавловский. Кроме того, серьезную проблему для города, как для края в целом, представляют незаконно возведенные объекты. Так, в течение 2015-2016 года суды Кубани приняли решение о сносе 1,7 тыс. самостроев в регионе. В случае, если объекты были построены с нарушениями, не соответствовали генеральному плану, то в эксплуатацию по решению суда они не вводились. О борьбе с самовольным строительством краевые власти и главы муниципалитетов говорили и 19 июня на общекраевой планерке, которую провел губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. По словам губернатора, уменьшить число самовольно возведенных объектов пока не получается. При этом под снос во всем регионе должны пойти почти 2 тыс. объектов. На том же совещании обсуждалась и другая острая проблема в сфере строительства – вопрос новых школ в Краснодаре. Здесь губернатор пожурил мэра за низкие темпы строительства образовательных заведений в городе. Вениамин Кондратьев обратил внимание на то, что сроки строительства учебных заведений в региональном центре не совпадают с заявленными, несмотря на то, что большая часть федеральных средств идет именно на их возведение. А вице-губернатор Игорь Галась добавил, что если произойдет срыв работ, то все вложенные деньги придется вернуть, плюс ко всему, еще и заплатить штраф. Евгений Первышов ответил, что работы задержали из-за несоблюдения конкурсных процедур и пообещал их ускорить. Комплексная проблема По словам Николая Петропавловского, в основе сложившейся ситуации лежит целая совокупность факторов. Здесь и недоработки в действующих законах, и «перекошенное» их правоприменение, и откровенная коррупция, и алчность застройщиков. Все эти проблемы рождались быстро, но на их устранение требуется много времени, отмечает парламентарий. По его словам, даже при наличии политической воли у губернатора, еще в 2015-м подключившегося к нормализации ситуации в строительной отрасли, добиться кардинального перелома ситуации не удастся. Однако уже сегодня необходимо понимать природу имеющихся проблем и стремиться их исправить, добавляет Николай Петропавловский. По его словам, в большей степени ответственность лежит на плечах городских властей. «Впрочем, не без участия ЗСК и краевой администрации сейчас ситуация несколько нормализовалась. При этом важно, что новый глава города перестал подписывать документы, которые вызывают сомнения у экспертов. Определенные позитивные изменения в строительной отрасли у нас есть и они заметны», – акцентирует внимание парламентарий. Как считает лидер общественного движения «Помоги городу» Елена Шувалова, к сложившейся ситуации привел целый комплекс проблем, связанный с работой самого департамента архитектуры и градостроительства. По ее словам, сегодня у этого ведомства очень низкая эффективность работы. Одной из основных причин этого является требования закона к чиновникам отвечать в течение 30 дней на любой запрос граждан. Поскольку проблем с архитектурой и строительством в городе крайне много, то чиновником значительную часть своего времени приходится уделять этой бюрократической работе. При этом большую часть ответов составляют формальные отписки. Это, конечно же, не устраивает отправлявших письма граждан, отмечает Елена Шувалова. Кроме того, чиновникам также приходится тратить значительную времени на другие бюрократические вещи, вроде составления отчетов и участия в многочисленных совещаниях. В итоге, мы видим крайне низкую эффективность, акцентирует эксперт. «Кроме того, присутствует катастрофическая нехватка людей высокой квалификации. Перед департаментом поставлены довольно серьезные задачи. Но у них мало ресурсов. А квалифицированных кадров – еще меньше. У нас практически отсутствуют специалисты по городскому планированию, ландшафтной архитектуре. Соответственно, чиновники, имеющие опыт и знания, испытывают очень большой перегруз. Плюс, не всегда департамент архитектуры может принимать самостоятельные решения. Он находится в состоянии давления со многих сторон. Если люди ценят свое место, они должны научиться жить в условиях давления со стороны бизнеса и власти. В настоящий момент городские и краевые власти пытаются остановить сложившуюся практику последних десятилетий, когда можно было ввести любой объект. Приостановить, на мой взгляд, отчасти получилось. Но что делать ведомству дальше в ситуации отсутствия финансов – пока вопрос без ответа», – отмечет лидер общественного движения «Помоги городу». По словам Елены Шуваловой, мэрия Краснодара сегодня испытывает большие проблемы с горизонтальными связями ведомств и с реализацией проектного управления. Несмотря на то, что существует федеральный закон, прописывающий необходимость проектного управления, в муниципалитете оно фактически не реализовано. Итогом этого является большое число провалов в межведомственных отношениях между департаментами. «У сотрудников просто не остается времени на выполнение их основных обязанностей, как, например, решение системных вопросов или создание генплана. Более того, в департаменте архитектуры сейчас фактически снят вопрос архнадзора и контроля. Сейчас, когда мы вынуждаем главу выехать на место и посмотреть происходящее – они удивляются увиденному (например – незаконно построенной двадцатиэтажке). Они могут просто не знать о строительстве незаконных объектов. Понимание о необходимости работы «в поле» у них фактически отсутствует. В итоге, у нас появляются незаконно построенные объекты, которые нередко потом узакониваются по суду или вовсе оказываются долгостроями. А город потом за свои средства достраивает многоэтажки, чтобы решить проблемы обманутых дольщиков», – рассказывает Елена Шувалова. При этом, по ее мнению, за последние полтора года ситуация немного улучшилась. Фактически краевые власти попытались приостановить в городе выдачу разрешений и разобраться, какие нарушения выдаются с нарушением закона. Елена Шувалова отмечает, что сейчас строительная отрасль терпит серьезные убытки и оказывается серьезное давление на департамент архитектуры и главу города. «Не могу сказать, что в городе ситуация со строительством кардинально улучшилась. Однако, после поручения губернатора количество выдаваемых разрешений сократилось», – добавляет общественник. По словам главреда интернет-издания «ЗА Краснодар» Вячеслава Потапова, который сам успел поработать в мэрии в начале нулевых годов, проблемы со строительством накоплены всеми предыдущими руководителями с момента разрушения Советского союза. При этом, каждая новая городская команда приходит под лозунгами их решения, однако ситуация особенно не меняется. «Что нужно менять? Прежде всего, нужно прекратить практику «элитного междусобойчика», когда влиятельные в регионе люди за счет имеющихся неформальных ресурсов продавливают разрешения на выгодные им проекты. Зачастую за ними стоят группы влияния из судебных инстанций, прокуратуры, МВД, ФСБ или федеральных ведомств. При таких обстоятельствах никакой руководитель не сможет отказать в предоставление земельных участков», – отмечает Вячеслав Потапов. Мурманский кандидат Вопрос, насколько претендующий на должность директора департамента архитектуры и градостроительства Михаил Фролов готов решать сложившиеся в отрасли грандиозные проблемы – пока остается открытым. Выяснять это в ближайшее время будут депутаты гордумы. Впрочем, практика показывает, что они склонны придерживаться рекомендаций городских властей. Опрошенные «ФедералПресс» эксперты по разному оценивают перспективы чиновника. «Что касается нового руководителя департамента архитектуры, то я надеюсь, что он соберет эффективную команду, что будет как-то решен вопрос чтобы активизировать работы по генеральному плану, – отмечает Елена Шувалова. – Надеюсь, что будет более плотное и взаимодействие с министерством строительства. И я надеюсь, что он поймет, что в городе сложилась чрезвычайная ситуация с канализацией. Эта тема сегодня оказалась даже более актуальна, чем проблемы с социальной инфраструктурой. И если ее не решить в самом ближайшем времени, город может ждать серьезный кризис». А Вячеслав Потапов уверен, что приход Михаила Фролова, прежде всего, связан с желанием клана Ставицких упрочить контроль за строительной отраслью, поставив на ключевое место своего человека. Впрочем, как отмечает эксперт, так поступали и все предыдущие мэрские команды. Отличие Ставицкого состоит лишь в том, что он не является выходцем с Кубани, а его компетенции больше связаны с уголовными делами, чем с градостроительной политикой, добавляет эксперт. «При смене власти всегда происходят перетрубации, но сама система продолжат работать, как и работала. Мы с этим пытались бороться в администрации города, но и у нас это не получилось. Тем более, что в самом ведомстве до сих пор работают те люди, с которым в мэрии работал я в начале нулевых годов», – делится Вячеслав Потапов. «То, что новым главой архитектуры должен стать следователь с юридическим образованием – на самом деле неплохо, – замечает Николай Петропавловский. – Он прекрасно знает законы и способы их обхода. И понимает, как эти лазейки выявить и прикрыть их. Возможно, такой набор компетенцией для управленца является оптимальным. А что получится – посмотрим в будущем», – резюмирует парламентарий.

Город строительных грехов, или Почему Краснодару не мил свой облик
© РИА "ФедералПресс"