Геннадий Жужлев, банк «Открытие»: «Во всех отраслях есть компании, которые чувствуют себя уверенно»

Какие сегодня настроения у российских бизнесменов? Есть ли изменения к лучшему в сравнении с тем, что было летом 2016-го? И как все это отражается на российских банках, которые обслуживают крупных и средних корпоративных клиентов? Геннадий Жужлев: Бизнес, за исключением отдельно взятых критических точек и подотраслей, не строит свои планы, исходя из кризисных стратегий, а пытается работать в текущем режиме и развиваться. Другое дело, что ситуация, конечно, иная, чем до последнего кризиса. Нет скачка спроса, нет каких-то дополнительных доходов от сырьевых цен. Все работают в условиях ограниченного спроса, высокой конкуренции и не очень высокой рентабельности. То есть, на самом деле, все работают в нормальных условиях ведения бизнеса. Просто для нас они не очень привычные. Что происходит сегодня в различных отраслях российской экономики? Геннадий Жужлев: Во всех отраслях есть компании, которые себя ощущают уверенно. Да, какие-то лучше развиваются, какие-то хуже. Просто в качестве примера — месяц или два назад, продажа автомобилей — одна из наиболее пострадавших отраслей, не очень радовала показателями. Но сегодня — статистика существенного роста. Поэтому мы для себя в «Открытии» не ставим ограничений или приоритетов по отраслям. Задача другая: искать наиболее качественные интересные компании и привлекать сервисом на обслуживание в банк участников отрасли в принципе. Банки отмечают улучшение настроений бизнеса по некоторому, пусть пока и небольшому, оживлению в кредитовании корпоративных клиентов. Правда, по итогам года в «Открытии» ожидают лишь небольшого роста этого сегмента банковского бизнеса. Геннадий Жужлев: Лишь пятая часть крупных российских компаний сегодня привлекает заемные средства. У нас порядка 30 тысяч клиентов, из них кредитуется менее 20%. А все остальные — просто обслуживаются в банке, потребляя различные другие услуги. Я каждый день повторяю всем сотрудникам, что наш бизнес не заключается в выдаче кредитов. Мы предоставляем нашим клиентам именно качественный сервис. И мы стараемся сделать его удобным с точки зрения использования и нужным для бизнеса. То есть, банковский сервис — он должен не создавать клиенту дополнительные расходы, а должен экономить издержки клиента. Каким образом банк может снизить издержки корпоративных клиентов? Геннадий Жужлев: Например, мы разработали такой механизм финансирования экспортных контрактов, который исключает стандартную форму аккредитива. Это самый распространенный вариант финансирования. А стандартная форма аккредитива всегда подразумевает определенную комиссию иностранного банка. Поэтому наши специалисты и придумали такую систему. Она сложнее, но экономит расходы клиента. Другой вариант: есть группа компаний, которые имеют сотни счетов в разных банках. При этом у них нет единого управления этими денежными средствами. Да, есть финансовый директор, который получает список, где по каждой компании есть какой-то остаток денежных средств. И он пытается распределять эти средства, насколько может себе это позволить. Если банк даст возможность эти деньги собрать и оперативно, допустим, погасить часть кредитов, то компания сэкономит очень существенные платежи по процентам. Технологии, которые используются банками, тоже помогают бизнесу повышать эффективность. Влияние не всегда прямое, но оно есть. К примеру, современные системы банк-клиент могут ускорить прохождение платежей и сэкономить рабочее время руководителя. Геннадий Жужлев: В рамках платежей по зарплате или еще каких-то стандартных операций все проходит автоматически. Если что-то выбивается из стандарта, то топ-менеджер или генеральный директор получает уведомление об этом на смартфон, причем в любой точке земного шара. И дальше он уже принимает решение. Мы строим систему интерфейса, ориентированного на конкретных пользователей. То есть, у бухгалтера будет другой интерфейс, нежели у генерального директора. Это та же самая программа, но ей по-другому пользуются. Сейчас одна из приоритетных задач для нас — это удобство. Дополнительные сервисы, не связанные с кредитованием и другими традиционными банковскими услугами, тоже имеют значение при выборе компаниями того или иного банка. Сегодня, в меняющихся условиях ведения бизнеса, популярны обучающие программы, что демонстрирует пример банка «Открытие». Геннадий Жужлев: Мы постоянно проводим какие-то мероприятия, организовываем, вкладываемся в это. Причем это происходит не только в Москве, но и в разных регионах. Мы обсуждаем возможности по внешнеэкономической деятельности финансирования, рассказываем про товарные рынки, способы хеджирования рисков — не только валютных, но и товарных. Более того, мы предлагаем обучающие материалы, даем какие-то контакты. Банк напрямую на этом не зарабатывает. Я называю это «философия нашего бизнеса». Мне хочется, чтобы такой принцип разделяли все сотрудники: все, что хорошо клиенту, хорошо для банка. Что будет происходить с российской банковской системой в ближайшие месяцы? Геннадий Жужлев: Банки пытаются переманить друг у друга хороших заемщиков и предлагают все более низкие ставки. Это, к сожалению, избалует клиентов. Такая конкуренция — неправильная. Потому что небольшое количество клиентов получает самые выгодные условия. А все остальные оказываются где-то на заднем фоне и им сложнее работать с банками. Вторая тенденция — банки все-таки стараются предлагать какой-то дополнительный сервис. И будут все больше выходить на рынок каких-то предложений, может быть, новых информационных технологий для клиентов. Некоторые банки будут отменять какие-то комиссии. Когда они поймут, что качественных заемщиков мало и в конкуренции за них банки просто съедают прибыль друг друга, тогда начнут задумываться о том, как бы привлечь еще клиентов. Если не произойдет новых потрясений, то, вероятно, и экономика России в целом, и банковский сектор к концу года выйдут в небольшой рост. Конечно, гарантировать этого никто не может. Но бизнес, похоже, надеется на лучшее.

Геннадий Жужлев, банк «Открытие»: «Во всех отраслях есть компании, которые чувствуют себя уверенно»
© BFM.RU