Перетягивание к канату

Кредиторы ЗУМКа согласились на финоздоровление Владелец пермского холдинга ЗУМК Александр Поздеев в последний момент убедил кредиторов ООО «ЗУМК-Инжиниринг» (генподрядчик строительства калийного комбината в Узбекистане) не банкротить предприятие. Суд ввел в отношении ООО, задолжавшего почти 1 млрд руб., процедуру финансового оздоровления сроком на два года. Долги «ЗУМК-Инжиниринг» планирует покрыть при помощи заключения новых контрактов и завершения договора по строительству канатной дороги в Узбекистане. Специалисты уверены, финансовое оздоровление — это шанс для компании остаться на плаву, что не всегда выгодно для кредиторов. В пятницу, 23 июня, арбитражный суд Пермского края ввел в отношении ООО «ЗУМК-Инжиниринг» процедуру финансового оздоровления. Решение о подаче в суд соответствующего заявления было принято собранием кредиторов. За этот вариант проголосовали 81% кредиторов, финансовое оздоровление рассчитано на два года. Управляющий «ЗУМК-Инжиниринг» Светлана Фрезе подтвердила „Ъ-Прикамье“, что начата процедура финансового оздоровления. В первую очередь, по ее информации, будут выплачены задолженности по заработной плате в размере более 6 млн руб., затем — требования остальных кредиторов. Погасить долги планируется при помощи завершения двух контрактов в Узбекистане, в том числе по договору строительства канатной дороги. Речь идет о 40-километровой грузовой канатной дороге, связывающей Кашкадарьинское калийное месторождение и обрабатывающий комплекс Дехканабадского завода. Если условия не будут выполняться, напомнила госпожа Фрезе, процедура внешнего наблюдения и конкурсного производства все же будет введена. Ранее она нашла у компании признаки преднамеренного банкротства, подала заявление об отстранении Александра Поздеева с должности гендиректора должника, а также намеревалась оспорить более двух десятков сделок. Отметим, что первое собрание кредиторов от 11 мая решило подать в суд заявление о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. За это решение проголосовало 50,8% присутствующих кредиторов. Сумма заявленных и включенных в реестр требований «ЗУМК-Инжиниринг» всего на данный момент составляет около 993,3 млн руб. Крупнейшим кредитором «ЗУМК-Инжиниринг» является АО «Росэксим­банк» с суммой требований в 255,4 млн руб. Помимо этого, требования к компании предъявили «Азия-Инвест Банк» (250,8 млн руб.), ОАО «Промсвязьбанк» (114,4 млн руб.), дочерняя компания «ЗУМК-Трейд» (54,1 млн руб.), ПГНИУ (1,205 млн руб.), а также немецкий производитель оборудования Kaltenbach (93,7 млн руб.). Представитель последнего, вместе с «Росэксимбанком» и «Азия-Инвест Банком», вошел в комитет кредиторов. Процесс подачи заявления о признании должника банкротом затянулся в связи с претензиями ряда кредиторов. После первого собрания ООО «ЗУМК-Трейд» и ООО «Паритет» обратились в суд о признании решений собрания недействительными в связи с тем, что их голоса на первом собрании учтены не были. Суд требования удовлетворил частично (только по вопросу места собрания), а также по заявлению ООО «Паритет» признал незаконными действия арбитражного управляющего, который, по мнению суда, нарушил права двух этих кредиторов. Светлана Фрезе рассказала, что намерена обжаловать это решение в апелляции. Старший партнер группы правовых компаний «Интеллект-С» Роман Речкин отмечает, что финансовое оздоровление предприятия выгодно для самого должника, но не для кредиторов. «По результатам финансового оздоровления должник продолжит существовать и, как предполагается, через какое-то время восстановит свою платежеспособность. При этом кредиторам придется какое-то время подождать погашения долгов перед ними, — говорит он. — На собрании 11 мая большинство кредиторов голосовали за переход в конкурсное производство, но уже 9 июня, менее чем через месяц, позиция кредиторов кардинально изменилась. Обычно это означает, что между группами кредиторов были достигнуты какие-то договоренности о судьбе должника». Светлана Фрезе предположила, что кредиторы «дали „ЗУМК-Инжиниринг“ еще один шанс». Гендиректор и владелец «ЗУМК-Инжиниринг» Александр Поздеев уверен, что у предприятия получится восстановить платежеспособность, но сейчас вся группа находится в «очень сложной ситуации». «На группе ЗУМК была как будто черная метка — из-за уголовных разбирательств и задержки средств с узбекской стороны (около $36 млн), начиная с 2011 года с нами перестали заключать контракты, — поясняет он. — Сейчас, со сменой президента в Узбекистане, а также с содействием правительства России, нам пошли навстречу. Мне уже приходят предложения от дружественных компаний на выполнение контрактов». По информации господина Поздеева, по постановлению президента республики Шавката Мирзиеева с «ЗУМК-Инжиниринг» будет продлен контракт на сумму в $27 млн на строительство канатной дороги. «Это было также условие узбекской стороны — ввести оздоровление и завершить строительство, иначе постановление не было бы подписано», — добавляет он. ООО «ЗУМК-Инжиниринг» — дочерняя компания группы ЗУМК (Западно-Уральский машиностроительный концерн), которая с 2007 года занимается строительством и проектированием калийных шахт в Узбекистане и Казахстане, зарегистрирована в Перми. В 2010 году «ЗУМК-Инжиниринг» сдал первую очередь горнодобывающего комплекса Дехкан­абадского калийного завода. Чистая прибыль предприятия в 2015 году составила 16,308 млн руб. Напомним, процедура наблюдения в отношении «ЗУМК-Инжиниринг» была введена 30 ноября 2016 года. Это не единственная компания группы ЗУМК, которой грозит банкротство. В конце марта ПАО «Бинбанк» обратилось в суд с требованием банкротства ООО «ЗУМК-Трейд» (занимается реализацией продукции), задолжавшего кредитному учреждению более 114 млн руб. В отношении ООО «Литмашпро-М», где основным владельцем является Александр Поздеев, а кредитором «Бинбанк», на днях также введено конкурсное производство. По информации самого господина Поздеева, многие из 14 родственных компаний являются поручителями по кредитным линиям «Бинбанка». Дмитрий Камаев

Перетягивание к канату
© Коммерсантъ в Перми