"Затраты на реконструкцию основных российских верфей мы оцениваем в полтриллиона рублей"

Экспертное мнение В последние годы в российское судостроение вкладываются огромные средства. Тем не менее в отрасли до сих пор не решен ряд проблем, главная из которых -- изношенность производственных мощностей, не позволяющая российским предприятиям тягаться в эффективности с зарубежными конкурентами. Генеральный директор Центра технологии судостроения и судоремонта (ЦТСС) Михаил Александров рассказал корреспонденту BG Герману Костринскому о масштабах модернизации и о месте строительства наиболее крупных проектов. BUISNESS GUIDE: Несмотря на бурный рост загрузки верфей в последние годы, в отрасли остается нерешенным ряд проблем. Одна из главных -- отсталость материальной базы российских верфей. Расскажите, какие заводы сегодня проводят активную модернизацию, какие суммы на это тратятся и какой эффект они принесут в ближайшем будущем? МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВ: Масштабная реконструкция мощностей ведется на "Севмаше". Для строительства атомных подводных лодок (АПЛ) нового поколения, глубоководной техники и ремонта надводных кораблей ведется перевооружение всех производств, реконструкция транспортно-передаточного комплекса и гидротехнических сооружений. На "Звездочке" ведется перевооружение мощностей для ремонта и модернизации АПЛ последнего поколения. Построен испытательный комплекс и завершается строительство цеха по производству новых типов пропульсивных комплексов большой мощности. В Западном регионе с 2012 года проводится масштабная реконструкция Адмиралтейских верфей, предполагающая создание компакт-верфи для строительства неатомных подлодок. Планируется реконструкция калининградского "Янтаря", в первую очередь -- в части строительства корпусного производства с объемом металлообработки до 20 тыс. тонн. На Балтийском заводе в 2013 году установлена комплексно-автоматизированная линия для изготовления плоских секций. На Средне-Невском судостроительном заводе создается проект стеклопластикового производства, планируется модернизация построечных и гидротехнических сооружений. Планируется и дальнейшее техническое перевооружение Выборгского судостроительного завода. По программе предприятия уже установлены линия первичной обработки металла, дробеструйные и окрасочные камеры, прессы для гибки листового и профильного металла, завершено строительство баржи-плавдока. В рамках развития Дальневосточного кластера в Большом Камне реализуется первая очередь судостроительного комплекса "Звезда". С 2011 года осуществляются перевооружение и модернизация дальневосточного завода "Звезда" для обеспечения ремонта АПЛ новых поколений. Предусмотрено развитие камчатского "Северо-Восточного ремонтного центра". Для создания мощностей по ремонту кораблей и дизельных подлодок Тихоокеанского флота разрабатывается проектная документация на развитие Дальзавода во Владивостоке. Она предусматривает строительство глубоководной набережной с вертикальным судоподъемником, открытых стапельных мест и эллинга для ремонта, комплексную реконструкцию цехов и объектов энергоснабжения. Программа также предусматривает коренную реконструкцию сухих доков предприятия. В 2015 году нами были разработаны концепции перспективного развития основных предприятий отрасли до 2030 года. Общий объем инвестиций для коренной реконструкции основных верфей оценивается более чем в 500 млрд рублей без учета затрат на создание новых предприятий. Коренная реконструкция существующих предприятий может увеличить их мощность на 30-35%. Это позволит снизить трудоемкость, которую должны были реализовать отсутствующие в отрасли 10 тыс. производственных рабочих. Есть и стратегические задачи -- объемы выпуска гражданской продукции, выработка на одного работающего, доля отечественного гражданского судостроения на мировом рынке в стоимостном выражении. Они должны быть решены отраслью за счет реконструкции и строительства новых верфей по госпрограмме "Развитие судостроения до 2030 года". BG: Один из ключевых судостроительных проектов последних лет -- завод "Звезда" в Большом Камне. На какой стадии сегодня находится его создание? М. А.: В ноябре 2016 года введены в эксплуатацию блок корпусных производств и окрасочные камеры. До конца года будет достроен и введен в эксплуатацию построечный горизонтальный стапель. Объем выполненных работ составляет около 40%. Первая очередь должна быть введена в конце 2019 года, в год "Звезда" сможет обрабатывать до 90 тыс. тонн металла. Завод будет способен ежегодно строить до восьми крупнотоннажных судов (два танкера, один газовоз, пять судов снабжения усиленного ледового класса), а также раз в два года -- одну единицу морской техники (верхнее строение буровой платформы). Сейчас в постройке на предприятии находятся суда снабжения для "Роснефти" и плавучий док для ВМФ. BG: Нужны ли в Петербурге производственные мощности для строительства крупнотоннажных судов с учетом их наличия в Большом Камне, Северодвинске и Керчи? М. А.: Даже с учетом мощностей первой очереди "Звезды" и "Залива" с годовыми объемами металлообработки 90 и 50 тыс. тонн соответственно для постройки хотя бы 60% судов и кораблей возможной программы на наших заводах необходимо строить еще одну верфь с объемом металлообработки до 180 тыс. тонн. В 2013 году ЦТСС выполнил работу по анализу и выбору места строительства универсальной верфи на острове Котлин. Строительство такой верфи мы считаем актуальным и сегодня. BG: В конце апреля стало известно о том, что перспективный эскадренный миноносец "Лидер" не попал в государственную программу вооружений на ближайшие три года. Нужно ли его строить в современных условиях? М. А.: Для строительства этого корабля как раз и предусматривались бюджетные средства федеральной целевой программы "Развитие мощностей ОПК" для Северной верфи. Этот проект, без сомнения, несет в себе много новых конструкторских решений, а его строительство на современном уровне требовало серьезной реконструкции завода. Федеральная программа "Развитие мощностей ОПК" формировалась до включения в состав мощностей отрасли завода "Залив" с сухим доком размерами 360 х 60 м, имеющего опыт строительства как боевых кораблей, так и судов с атомной энергетикой. Строительство такого корабля возможно в Керчи в кооперации с предприятиями Северного региона для завершения работ, связанных с энергетической установкой. При этом затраты на модернизацию завода "Залив" потребуются, но в меньшем объеме. BG: Атомный ледокол "Лидер", проектированием которого сейчас занимается ЦКБ "Айсберг", -- еще один масштабный судостроительный проект последних лет. Насколько реальным видится сегодня его строительство с учетом огромной стоимости в 70-100 млрд рублей? Можно ли его строить где-либо, кроме Балтийского завода, обладающего всеми необходимыми компетенциями, но не имеющего сухого дока? М. А.: С учетом планируемых сроков строительства ледокола (2021-2030 годы) и имеющихся планов по развитию мощностей предприятий строительство судна возможно на пяти заводах или, если говорить точнее, в кооперации возможных заводов-строителей: "Севмаш", "Звезда", Балтийский завод, Северная верфь, "Залив". По договору с ЦКБ "Айсберг" мы должны выполнить анализ возможных вариантов постройки с оценкой инвестиций на реконструкцию мощностей. BG: С какими странами сегодня у ЦТСС сложились наиболее тесные отношения? М. А.: ЦТСС успешно реализует контракты по сотрудничеству с такими странами, как Индия, Китай, Иран, Германия, Франция, Норвегия, Венесуэла, Финляндия. Пример тесных связей за рубежом -- сотрудничество с Вьетнамом, которое началось еще в 1980-1990-х годах, когда ЦТСС разработал проектную документацию и поставил оборудование для вьетнамских верфей "Башон", "Бакданг", Х-51. За последние годы Вьетнаму поставлены подлодки проекта 636, создана береговая инфраструктура для их базирования. Параллельно наши специалисты участвовали в еще одном масштабном совместном вьетнамо-российском проекте -- создании судоремонтного завода Х-52.

"Затраты на реконструкцию основных российских верфей мы оцениваем в полтриллиона рублей"
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге