Герман Костринский, редактор Business Guide "Международный военно-морской салон" В 2015-2016 годах российское судостроение переживало подъем. После присоединения Крыма верфи и проектанты оказались за пределами проблем, обрушившихся на российскую экономику, -- западных санкций и снижения покупательной способности населения. Находясь в состоянии затянувшегося конфликта с Западом, Россия стремительно вооружалась и готовилась к освоению нефтегазовых богатств арктического шельфа. Для судостроителей сложившаяся ситуация стала благом: отпала необходимость убеждать федеральных чиновников в необходимости строительства того или иного проекта. Но в первой половине 2017 года экономический кризис настиг отрасль -- сжатие федерального бюджета добралось до ВПК. Самой крупной жертвой вынужденной экономии стал перспективный атомный эсминец "Лидер", не попавший в госпрограмму вооружений. Его строительство перенесено на 2021 год, если к тому моменту на него найдутся деньги. Корабль должен был стать альтернативой американскому эскадренному миноносцу Zumwalt, поступившему на вооружение ВМС США год назад. Судостроителям не помогли ни аргументы о необходимости освоения новых технологий, ни частично созданный Северным ПКБ технический проект корабля. В преддверии анонсированного вице-премьером Дмитрием Рогозиным снижения гособоронзаказа судостроители говорят о возможных слияниях конструкторских бюро -- они первыми почувствуют нехватку финансирования. Удержать отрасль на плаву должна программа инвестиционных квот, которая поставит рыболовные компании в очередь на российские верфи. Однако получить частные заказы смогут далеко не все. Программа подразумевает строительство приблизительно 50 судов, 14 из которых уже заказаны на Выборгском судостроительном заводе. Верфь ведет переговоры о строительстве еще восьми судов, контракты на которые, судя по всему, получит. Еще шесть судов, попадающих под квоты, строит частная "Пелла", контракт на шесть получит Онежский судостроительный завод. То есть оставшимся игрокам остается около 15 судов. И далеко не факт, что этого хватит для загрузки всех нуждающихся в диверсификации верфей.

Эффект бумеранга
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге