Уральских бизнесменов научили общаться с японскими инвесторами

Последние три года взаимный товарооборот только сокращался: в 2016-м он снизился почти на четверть и составил 16 миллиардов долларов. Япония закупает в России сырьевые товары, но даже в топливно-энергетическом секторе мы не являемся основным поставщиком Страны восходящего солнца - преимущество у Саудовской Аравии, ОАЭ, Индонезии. Доля Урала в общем объеме сырьевого экспорта - лишь восемь процентов. Но проблема в том, что в Японии очень мало информации о промышленном потенциале российских регионов (за исключением Дальнего Востока). Отсюда неведение бизнеса и опасения по поводу санкций и других политических мер воздействия. Показателен опрос, который провела Федерация экономических организаций "Ниппон Кэйданрэн" среди представителей 180 японских компаний. Из тех, кто уже работает в России, 80 процентов считают, что у их проектов хорошее будущее. А вот среди тех, кто еще только раздумывает о входе на российский рынок, таких всего 13 процентов. Причем старопромышленный Урал парадоксально оказался в аутсайдерах: всего 12 процентов респондентов оценили регион как перспективную территорию для бизнеса. Отсюда результат - всего 500 тысяч долларов инвестиций (для сравнения: всего в Россию японцы вложили 11 миллиардов). По мнению Олега Рябова, ведущего научного сотрудника Национального института промышленных наук и технологий при Министерстве экономики, торговли и промышленности Японии, отчасти это объяснимо. На архипелаге очень мало специалистов по российскому рынку, начиная с переводчиков, заканчивая экономистами и производственниками. Еще 3-4 года назад двусторонние экономические связи не приветствовались в силу политической конъюнктуры (речь идет о Курильских островах). Только благодаря личным усилиям глав двух государств остроту вопроса удалось снять. Сейчас политические шоры спали, но оказалось, что компании не готовы к совместной работе. Урал парадоксально оказался в аутсайдерах: всего 12 процентов японских респондентов оценили регион как перспективную территорию для бизнеса - Нуждается ли Япония в рынке ЕврАзЭС? Да, это огромный рынок, примерно 200 миллионов человек. Россия, в свою очередь, нуждается в Японии, в ее высоких технологиях. Санкции носят секторальный характер и не мешают входить на рынок РФ. А те японские компании, что уже укоренились у нас, покидать его не хотят, - отмечает Андрей Русаков, директор Центра европейско-азиатских исследований. - Япония - член "большой семерки", поэтому должна следовать санкциям. Они кое-чему мешают, например получению финансирования, но для компаний важнее делать конкретное дело. Наше правительство поддерживает бизнес в налаживании торгово-инвестиционных отношений с Россией, - подтверждает Окада Кунио, директор Института экономики России и новых независимых государств ассоциации ROTOBO. Предприниматели называют еще одну проблему, спровоцированную санкциями. Вассенаарское соглашение, подписанное 33 государствами, ограничивает экспорт оборудования и технологий "двойного применения". Чтобы ввезти высокотехнологичный японский станок в РФ, нужно получить лицензию. После 2014 года сроки рассмотрения документов удлинились до 3-6 месяцев. Страдают не только заказчики, но и поставщики, которые несут финансовую ответственность за просрочки. Но не все представители японского бизнес-сообщества "очень далеки" от свердловской промышленности. Так, компания Fanuc является традиционным участником ИННОПРОМа уже пять лет, а в прошлом году она открыла в Уральском федеральном университете научно-образовательный центр, который занимается инженерным сопровождением автоматизации производств, обучает студентов и специалистов предприятий программированию современных станков с ЧПУ, ведет научные разработки в области промышленной робототехники и гибких производственных систем. Другой пример успешного сотрудничества - совместное предприятие "Мишима-Машпром", производитель кристаллизаторов для машин непрерывного литья заготовок (МНЛЗ). Его руководитель Александр Вопнерук вспоминает, что путь от первого контакта с предпринимателями из префектуры Фокуока до открытия производственных мощностей в Нижнем Тагиле в 2013 году занял шесть лет. Помогали и правительство области, и ROTOBO. - Японцы заинтересованы в нашем рынке: у них сейчас спад, мощности простаивают. Но, чтобы сотрудничество развивалось, нужен ряд условий. Если японец не воспринимает четких сроков реализации проекта, не знает, кто за что отвечает и кто в компании выносит решения, ничего не получится. Разница в горизонтах планирования огромна: нужно видеть свое производство не на два-три года вперед, а на 10-15, причем реалистично, поскольку вам придется каждый год отчитываться за исполнение бизнес-плана. Российские компании часто инициируют проекты, не понимая, будут ли деньги на их реализацию, для японцев это неприемлемо. Решения они принимают довольно долго, к этому надо быть готовым. Как и к сложностям с коммуникацией: за пределами Токио нелегко найти человека, говорящего по-английски, - делится глава СП. По его признанию, сотрудничать с японцами сложно, но интересно. Главное - создать комфортные условия для партнера, прозрачно вести дела, отвечать на вопросы, какими бы странными они ни казались. Кстати Эксперты советуют учитывать разницу в менталитете при переговорах с японскими предпринимателями. Они многое не вербализируют: собеседнику нужно "считывать с воздуха" (русский аналог - читать между строк). Вам никогда прямо не скажут: "Нет". Вместо этого вы услышите: "Разрешите мне подумать об этом", "Я подумаю об этом в конструктивном ключе". Типичная ошибка российского бизнеса - рассматривать предварительные договоренности как решенное дело. Кроме того, для японцев неприемлемо панибратство, лучше избегать тактильных контактов во время общения, пристального взгляда. Это вызывает у восточных людей психологический дискомфорт.

Уральских бизнесменов научили общаться с японскими инвесторами
© Российская Газета