Украинский экономист объяснил, почему ассоциация с ЕС не подняла экономику на уровень "до Майдана"

Украина демонстрирует низкие темпы экономического роста, несмотря на действующую с 2014 года экономическую часть соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. О причинах такой ситуации и перспективах вступающего в силу соглашения в полном объеме, рассказал исполнительный директор международного Фонда Блейзера Олег Устенко.

ЕС не смог вытянуть экономику Украины
© РИА Новости

Ранее президент Петр Порошенко заявил, что 1 сентября 2017 года войдет в историю как день, когда соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС вступило в силу полностью. Он подчеркнул, что за первое полугодие 2017 года внешняя торговля товарами и услугами Украины со странами ЕС выросла на 22%, и структура украинского экспорта изменилась, сместившись в сторону ЕС.

С таким "ростом" бедность не победить

Устенко, комментируя в эфире телеканала NewsOne вступление в силу соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС в полном объеме, объяснил, что включает в себя вторая часть документа.

"По большому счету соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС делится на две части. Одна часть касалась зоны свободной торговли (ЗСТ), вторая часть - институциональных изменений, которые должны быть сделаны в стране",- отметил эксперт. Что касается ЗСТ, то здесь, с этого момента, с 1 сентября, начинают работать дополнительные преференции для украинских экспортеров на европейском рынке. Что касается второй части институциональных изменений, которая, на мой взгляд, была более важной, чем первая часть, то здесь всё, о чем говорит и наше гражданское общество, и многие украинские политики, и меморандум о сотрудничестве с МВФ - необходимо институционально изменить страну. Речь идет о борьбе с коррупцией, защите прав собственников, о снижении административных барьеров для ведения бизнеса, о приведении в соответствие с европейским законодательством украинского законодательства", - перечислил Устенко требования.

По мнению экономиста, лишь с выполнением этих условий Украина способна встать на путь экономического роста. "Мы бедная страна, одна из самых бедных, если не самая бедная страна. А как показывает мировой опыт бороться с бедностью эффективно можно только в том случае, если экономика страны растет больше, чем на 5% в год. В данном случае украинская экономика не растет такими темпами. Помните, мы упали в 2014-2015 годах на более чем 15%, отвоевали 2,5% в 2016 году, и, скорее всего, вырастим на 1,5% в этом году?" - спросил он ведущих. По его словам, "если верить прогнозу и кабмина, и МВФ", то в следующем году Украина покажет темпы экономического роста 3,5%. "Определенно этого недостаточно для того, чтобы бороться с бедностью. Вот почему вызовы колоссальные", - считает Устенко.

На законодательном уровне преобразований, по мнению Устенко, темпы также "низкие". "То, что мы хотели бы видеть резкий скачок украинской экономики, отнюдь не означает того, что его можно добиться", - предупреждает он.

Устенко рассказал о том, как изменился украинский экспорт с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС и как скажутся на экономике новые преференции Евросоюза.

"К сожалению, это (преференции ЕС - прим. ФБА) относится только к украинским сельскохозяйственникам. Вы знаете, что Украина является экспортоориентированной страной, и, к огромному сожалению, 65% нашего экспорта по результатам 2016 года представляют товары с низким уровнем добавленной стоимости: металлы, химия, зерно. Если сравнить в ретроспективе, то увидите, что в 1901-1916 годах, то есть сто лет назад, Украина тоже была экспортно-ориентированной страной, и 80% нашего экспорта составляли те же металлы и продукция сельского хозяйства плюс продукция пищевой промышленности", - уточнил экономист.

"Страна, к сожалению, не может эффективно развиваться и вряд ли станет супер-державой, если будет ориентироваться на сельское хозяйство, к слову сказать, по которому есть серьезнейшие ограничители в самом Европейском Союзе. Вот эти дополнительные преимущества, которые мы получили с 1 сентября этого года означают, что мы больше сможем продавать нашего, скажем, меда и больше зерна. Но если вы посмотрите, что надо по зерну, то наша квота зерновая увеличивается на 1 млн тонн. Это увеличение в 1 млн тонн меньше чем 2% нашего урожая зерновых, который ожидается в этом году. В общем, вроде как 1 млн тонн звучит громко и хорошо, а 2% от сбора урожая зерна - это мало", - констатировал Устенко.

Эксперт отметил, что доля России в структуре украинского экспорта уменьшается, а доля ЕС, действительно, увеличивается, но если рассматривать эту же ситуацию в валюте, то Украина просела по домайданным доходам от экспорта украинских товаров в Европу.

"Это - к огромному сожалению. Но это тоже правда, это объективно, потому что наш ВВП, фактически, обвалился, и даже по результату относительно успешного 2017 года, скорее всего, будет находиться в пределах 100 млрд долларов, в то время как, скажем, показатель 2013 года - это 175 млрд долларов", - резюмировал он.