Работа над регуляторными ошибками

Рост позиций России в рейтинге Doing Business 2018 на пять пунктов вверх, до 35-го места, лишь частично отражает ситуацию с позиционированием страны в наиболее популярном индексе условий ведения бизнеса — часть сильно влияющих на индекс изменений в госрегулировании Россия уже произвела. Поставленная в «майских указах» Владимира Путина задача войти по итогам 2018 года в топ-20 лидеров рейтинга, казавшаяся еще три года назад невозможной, сейчас выглядит реальной, Минэкономики уже думает о новой задаче — работе с индексами «человеческого капитала».

Продвижение России в рейтинге Doing Business недооценено
© Титов Николай/PhotoXpress

О росте позиций РФ в рейтинге Всемирного банка Doing Business 2018 (DB, индекс традиционно рассчитывается на год вперед по текущим данным) на пять пунктов вверх министр экономики Максим Орешкин сообщил во вторник на совещании правительства с Владимиром Путиным. Во вторник же Всемирный банк (ВБ) опубликовал и полный расчет рейтингов по всем 190 странам. В прошлом и позапрошлом году с учетом пересмотра методик ВБ позиции России в списке росли вверх на 11 пунктов. По словам господина Орешкина, результат 2017 года на практике не означает реального снижения: в «топе» рейтинга конкуренция выше, чем в середине, российские темпы продвижения вверх по итогам 2017 года — одни из лучших в мире.

Более важным министр экономики считает первое место в DB 2018 России среди стран БРИКС. Кроме этого, с 2014 года ВБ перешел к расчету рейтинга по методу «расстояния до наилучших практик». Упрощенно это разрыв между реальностью и лучшим сочетанием лучших результатов по отдельным критериям: российская оценка по этой методике — 75,5 балла, лидер DB 2018, Новая Зеландия, имеет оценку в 86,55 балла, Германия и США — около 82 баллов, Китай — 65,3 балла. На практике, отметим, российские успехи в продвижении в DB в 2017 году могли бы быть и выше, и это неизбежно и позитивно отразится на рейтинге 2018 года.

Российская оценка в DB 2018, как и ранее, очень неоднородна. Явно провальны оценки по критериям «международная торговля» и «получение разрешений на строительство» (115-е места в мире). Показатели, относящиеся к международной торговле, в 2016 году были еще хуже —140-е место. Прыжок сразу на 40 ступеней объясняется быстрой цифровизацией ФТС после смены руководства службы в 2017 году и сменой ВБ спорной методики расчета легкости экспортно-импортных операций для Москвы. По оценке заместителя главы ФТС Тимура Максимова, меры, которые повлияли на позицию РФ в DB (по этому измерению),— упрощение порядка уплаты таможенных платежей за счет внедрения централизованного учета и единого лицевого счета участника; ускорение процедур экспорта и импорта в Санкт-Петербурге, расширение электронного транзита, личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности, сокращение числа контрольных процедур для добросовестных компаний. На пользу рейтингу пошло удешевление в валюте стоимости таможенного оформления импорта. Что касается разрешений на строительство, то порядок в этой сфере также уже упрощен, но новый режим DB в рейтинге не учитывал — это произойдет в следующем году.

Даже если темпы изменений, отражаемых методикой ВБ, в России в ближайшие полгода будут почти нулевыми, дальнейшее продвижение страны в рейтинге DB, видимо, неизбежно — разумеется, если не будет наблюдаться массового и быстрого прогресса в реформах, оптимизированных под рейтинг, в других странах. Главная причина изменений позиций РФ в рейтинге-2017 — вхождение РФ в десятку (10-е место) лучших стран по подключению к сетям с 30-го места в 2016 году и реформы во внешней торговле. Готовящаяся реформа несостоятельности также должна улучшить положение дел по критерию «разрешение неплатежеспособности» (54-е место), продолжающиеся «цифровые» реформы в налоговой сфере (52-е место) должны отыгрывать снижение на семь пунктов 2017 года, связанное с усложнением корпоративных процедур в РФ после уплаты налогов. Денис Спирин из АСИ отмечает и предстоящие изменения корпоративного законодательства, которые в 2018 году должны дать РФ еще несколько баллов в DB 2019, и ожидаемый учет ВБ ряда изменений прошлых лет в этой сфере — впрочем, по его словам, необходимо в целом решить проблему «механизма контроля законопроектов на предмет их влияния на рейтинг».

Остановить ожидаемые и уже реализованные изменения даже при желании можно с трудом, а резко ухудшить другие позиции России в DB 2019 можно, видимо, лишь сознательно. Поскольку эта задача вряд ли кем-то будет поставлена, ориентир майских указов на вхождение России в топ-20 рейтинга 2019 года впервые выглядит выполнимым. Первый вице-премьер Игорь Шувалов во вторник заявил “Ъ”, что цель — «быть в первой двадцатке рейтинга», но она дополняется новой: «Мы активно работаем с Минэкономики и АСИ с тем, чтобы быть не просто догоняющими лидеров рейтинга, но и создавать совершенно новые безбарьерные правила для бизнеса. Нужно опережать стандарты DB, чтобы к опыту России обращались остальные участники рейтинга».

На деле даже при вхождении в топ-30 это уже неизбежно — все участники топа DB 2018 вынуждены осуществлять инновации в регулировании, чтобы не копировать с риском для себя незавершенные эксперименты соседей. Кроме того, улучшение рейтингов, подчеркивает Максим Орешкин,— не самоцель, критерием для Минэкономики являются вызванные улучшением рейтингов объемы инвестиций.

В любом случае войти в топ-20 — это качественно иная задача, нежели практически решенная с 2012 года задача по вхождению в список стран, в которых правила ведения бизнеса оцениваются ВБ как приемлемые для нормальной экономики. В 2012 году они такими заведомо не были — в DB 2012 Россия находилась на 124-м месте. Очевидно, что дело не только в активной работе России с ВБ и не в том, что в России научились проводить реформы, адаптированные под DB,— в рейтинге WEF, например, Россия демонстрирует схожую динамику. Популярное и в России, и за ее пределами восприятие РФ как страны, малопригодной для бизнеса, теперь, очевидно, связано не с качеством регулирования, оцениваемого DВ. В Минэкономики осознают и «техническую» направленность индекса, и необходимость улучшать не только измеряемый инвестклимат, но и рассматривать показатели, определяющие качество общеэкономической среды в РФ. Так, по словам Максима Орешкина, ведомство уже готово с 2018 года в большей степени, чем сейчас, ориентироваться на индексы, связанные с человеческим капиталом (например, индекс HDI),— это более сложная, долговременная и затратная задача.