Новые санкции США поставят под угрозу и газовые проекты России?

США объяснили один из пунктов новых санкций против России. Речь идет о нефтяном сотрудничестве в нашей стране и за рубежом. По закону американцам запрещено участвовать в проектах по разработке шельфа, сланцевой и глубоководной добыче в тех предприятиях, где у России доля в 33%. На специальном брифинге журналисты спросили, касается ли это газа, и получили уклончивый ответ. Какие последствия несут уточнения летнего санкционного закона? И какого решения ждать по поводу российских экспортных газопроводов?

Новые санкции США поставят под угрозу газовые проекты РФ
© ТАСС

Что бы ни сказал американский Минфин, его слова всегда будут трактовать максимально широко. Сейчас США уточнили пункт по поводу нефтяных проектов России. Американские граждане не могут участвовать в глубоководных, шельфовых и сланцевых проектах в России, а также в аналогичных разработках во всем мире, но только новых — после 29 января следующего года. Формулировки конкретные и вроде двойного толкования не подразумевают.

В России американцы после ухода с шельфа Exxon Mobil и так не работают. За рубежом наши нефтяники тоже обходятся без компаний и граждан из Штатов. Например, «Лукойл» в Ираке работает с норвежской Statoil. Партнеры «Газпромнефти» в том же Ираке — турки, корейцы и малайцы. Теоретически США не должны препятствовать такому сотрудничеству, говорит независимый эксперт Дмитрий Лютягин.

Дмитрий Лютягин, независимый эксперт

«Я вижу возможность замедления темпов освоения текущих месторождений, которые должны как раз будут дать вот эту добычу зарубежным активам в будущем. Но в основном сейчас российские компании в большей степени на зарубежных проектах работают не с американскими компаниями. Они работают с азиатским регионом, в партнеры берут компании европейские, корейские, турецкие, латинские — национальные компании».

Впрочем, за нефтяные проекты России за рубежом никто особо и не опасался. Главный вопрос был по поводу строительства российских газовых экспортных трубопроводов — этот пункт в размытом виде тоже есть в летнем санкционном законе.

Сейчас в Вашингтоне объяснили, что санкции против нефтяных проектов не касаются газовых. А затем на брифинге Госдепа журналисты для полной ясности уточнили по поводу газа, но от прямого ответа американские чиновники уклонились. Значит, разъяснения по поводу газовых проектов России еще последуют. «Газпром» собирался строить «Северный поток» в партнерстве с европейцами, но пока не будет ясности с санкциями, денег из ЕС на строительство не будет.

Алексей Громов, директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов

«Западное финансирование наших зарубежных проектов находится под очень большим вопросом. В поставках газа на европейский рынок заинтересован, в первую очередь, европейский газовый бизнес, а он боится попасть под удар американских санкций. Пока рассматриваются варианты использования имеющихся средств у компании «Газпром» для постепенной реализации этого проекта. Понятно, что этих финансовых ресурсов не будет хватать».

Кстати, недавно в австрийской OMV, это партнер «Газпрома» по Nord Stream 2, уже заявили, что дамоклов меч американских санкций осложняет финансирование строительства трубы. Пока Вашингтон не объяснил детали, ни один европейский банк не даст на проект ни одного евро. Правда, есть опасения, что после расшифровки закона банки денег не дадут тем более.

Сейчас средства есть — это деньги «Газпрома» и европейцев, которые они успели перечислить до принятия американского закона. Ресурсов хватит до конца года, что дальше — непонятно. Впрочем, если имплементация по газу будет такой же, как и по нефти, то формально «Северный поток 2» под ограничения не попадет — этому проекту не первый год. Кроме того, есть возможность распределить доли так, чтобы у России было меньше 33% в проекте. Но это все слова. Кажется, что достаточно будет американским чиновникам еще раз просто уклониться от прямого ответа, и все партнеры Москвы в страхе разбегутся.