Плацкарт-2018: старая цена и биотуалеты

Федеральная антимонопольная служба утвердила нулевую индексацию тарифов на проезд в плацкартных вагонах. Ранее ведомство настаивало на снижении цен на 10% из-за усилившейся конкуренции со стороны авиаперевозчиков. Нынешнее решение ФАС считает «компромиссным», взамен требуя от Федеральной пассажирской компании повысить качество услуг и оснастить вагоны биотуалетами и кондиционерами.

Плацкарт-2018: Что изменится в поездах
© ТАСС

«Федеральная пассажирская компания» (ФПК, «дочка» ОАО РЖД) в ближайшее время возобновит продажу билетов в плацкартные и общие вагоны с датой отправления после 1 января 2018 года, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании.

Продажа таких билетов была приостановлена неделю назад из-за отсутствия согласованного решения об индексации тарифов на плацкартные билеты на следующий год.

ФАС тогда пригрозила ФПК возбуждением дела, если она не возобновит продажу билетов, так как «в отсутствие решений об индексации тарифов на 2018 год компании перевозчики должны руководствоваться действующими приказами».

>> Названа дата возобновления продаж плацкартных билетов

РЖД и ФПК просили проиндексировать в 2018 году пассажирские перевозки на 3,9% с учетом прогнозируемой инфляции. В ФАС же настаивали на необходимости уменьшить тариф на 10%, чтобы успешнее конкурировать с авиационными перевозками. В Минтрансе и Минэкономразвития позицию регулятора не поддерживали.

9 ноября на совещании в правительстве было принято компромиссное решение: сохранить в 2018 году тариф на пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования на уровне 2017 года.

На следующий день правление ФАС утвердило решение о нулевой индексации.

«Соответствующий приказ обыл подписан и направлен в Министерство юстиции Российской Федерации в установленном порядке. Открытие продаж железнодорожных билетов в плацкартные и общие вагоны поездов дальнего следования АО «ФПК» отправлением с 1 января 2018 года планируется сразу же после вступления приказа в законную силу», — заверили «Газету.Ru» в пресс-службе ФПК.

В ФАС России отмечают, что существует тенденция сокращения пассажирских перевозок,

снижение пассажиропотока в 2017 году составило 8,4%, поэтому «в такой ситуации невозможно было говорить об увеличении стоимости плацкартных билетов».

Согласно данным РЖД, на поездах дальнего следования за январь-октябрь было отправлено 86,8 млн пассажиров. За январь-октябрь пассажирооборот на сетях РЖД в дальнем следовании снизился на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

При этом в гражданской авиации с января по сентябрь пассажирооборот увеличился на 21,8%. Как сообщили «Газете.Ru» в сервисе продажи авиабилетов Aviasales, цены на перелеты по России в среднем за январь-сентябрь снизились на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Эти показатели стали главной причиной критики железнодорожников со стороны ФАС. Замглавы ведомства Александр Редько неоднократно подчеркивал необходимость уходить от «автоматической индексации» и затратного метода тарифообразования.

«При установлении тарифов необходимо в первую очередь ориентироваться на состояние рынка и конкурентную среду, повышение привлекательности и комфортности железнодорожного транспорта для пассажиров», — говорил он.

Так, принимая «компромиссное» решение о нулевой индексации, ФАС выдало РЖД ряд поведенческих условий, в числе которых: введение помаршрутного учета расходов, повышение качества предоставляемых услуг, заключение долгосрочных контрактов на закупку вагонов.

Кроме того, в ведомстве заявили, что ФПК должна обеспечить установку кондиционеров и биотуалетов во всех вагонах в поездах дальнего следования.

Сроки выполнения этого предписания не прописаны, однако, по мнению аналитиков, за один год с такой задачей «дочка» РЖД не справится.

Оснащение туалетами и кондиционерами всех вагонов, предназначенных для перевозки пассажиров, — задача сложная, тем более учитывая огромную разницу по качеству вагонов в масштабах всего хозяйства РЖД. На каждый такой состав может прийтись от 500 тыс. до 1 млн рублей инвестиций, полагает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.

«Не исключено, что деньги найдутся не на все нужды, тем более что за счет неосуществленной индексации билетов дополнительных поступлений в доходы РЖД также не предвидится», — отмечает эксперт.

По его мнению, требование со стороны ФАС выглядит как лоббирование интересов вагоностроительных предприятий — проще купить новые вагоны, чем реабилитировать старые.

За девять месяцев текущего года цена проезда в плацкартных вагонах (тариф регулируется Федеральной антимонопольной службой, ФАС) выросла в среднем на 3,7% по сравнению с предыдущим годом. Средняя цена билета составила 1,9 тыс. руб.

В ФПК напоминают, что проводили акции и организовывали скидки для стимулирования роста спроса на плацкартные билеты и купе.

Вероятно, в нынешних условиях, чтобы не нести убытки, РЖД придется повышать цены на билеты в более комфортабельных классах по перевозкам пассажиров. Яковенко не исключает, что стоимость купе, мест бизнес и первого класса будут дорожать

Газета.Ru: главные новости