Экскаваторы двинулись через границу

Продажи дорожно-строительной и спецтехники в РФ в третьем квартале выросли на 60%. По словам собеседников “Ъ”, в основном продается импортная техника, поскольку на фоне укрепления рубля реализуется отложенный спрос прошлого года. При этом в отрасли ожидают замедления роста в 2018 году из-за завершения крупных строительных проектов.

Рынок дорожно-строительной техники вырос за счет импорта
© Коммерсантъ

Продажи дорожно-строительной и спецтехники в России в третьем квартале выросли на 60%, рассказали “Ъ” в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Доля компаний, представленных в профильном комитете ассоциации (в основном зарубежные производители или СП с ними), составляет около 80% всего рынка. В целом за январь—сентябрь все сегменты продемонстрировали значительный рост: так, например, продажи экскаваторов-погрузчиков выросли на 74%, до 1,34 тыс. штук, гусеничных экскаваторов — на 46%, до 2,05 тыс. штук, погрузчиков с бортовым поворотом — на 22%, до 550 штук. Реализация колесных погрузчиков выросла на 33%, до 656 штук, гусеничных тракторов — на 62%, до 563 штук, колесных экскаваторов — на 73%, до 306 штук.

По словам председателя комитета АЕБ, главы Volvo CE Russia Андрея Комова, темпы восстановления рынка в третьем квартале ожидаемы. «До полного восстановления рынка важно сохранить условия стабильными, не нагружать покупателей дополнительными утилизационными и прочими сборами, иначе темпы замедлятся, и мы будем подниматься к вершине, с которой падали, еще три—пять лет»,— говорит он. Директор по развитию JCB в России Сергей Харитонов полагает, что рост рынка спецтехники обусловлен укреплением рубля на фоне увеличения госинвестиций в строительные проекты — крупные объекты в Южном федеральном округе, нефте- и газопроводы, объекты для ЧМ-2018 по футболу. «Но мы не ожидаем сохранения такого же темпа роста в 2018 году, активная фаза закупки техники для этих проектов прошла, а предпосылок для существенного роста госинвестиций в строительство новых инфраструктурных объектов нет»,— считает он. Кроме того, господин Харитонов отмечает, что «не добавляют оптимизма разговоры» о возможном повышении утильсбора в 2018 году, что увеличит стоимость техники (см. “Ъ” от 7 июня и 11 августа).

В Volvo “Ъ” говорили, что компания нарастила продажи примерно на 60% и увеличила присутствие в открытых карьерах и горных разработках, дорожном строительстве и леспроме (см. “Ъ” от 7 ноября). За год, по прогнозу Volvo, рынок вырастет на 70–80%. Источник “Ъ” в отрасли говорит, что рост рынка обеспечен в основном продажами импортной техники, и связывает это с отложенным спросом и укреплением рубля. У российских производителей показатели скромнее. В «РМ-Терекс» (СП «Русских машин» Олега Дерипаски с американской Terex) рассказали, что наибольший рост у компании был по автогрейдерам (на 35%) и экскаваторам-погрузчикам (на 23%) при общем росте продаж на 29%. В компании ожидают, что текущие тенденции на рынке сохранятся до весны 2018 года, а потом темпы роста сократятся.

По данным ассоциации «Росспецмаш» (объединяет российских производителей), внутреннее производство ДСТ действительно растет меньшими темпами: за три квартала выпуск автокранов увеличился на 30%, до 1,9 тыс. штук, экскаваторов — на 36%, до 1,28 тыс. штук, автогрейдеров — на 70%, до 480 штук, бульдозеров — на 12%, до 540 штук. По прогнозу Минпромторга, выпуск ДСТ за год должен вырасти более чем на 30%.