Туроператоры переоценили межсезонье

Высокие темпы роста сегмента организованного выездного туризма чрезмерно воодушевили туроператоров, сформировавших обширные полетные программы на период низкого спроса в ноябре—декабре. Но их надежды не оправдались: активность покупателей в межсезонье упала более чем на треть. В результате туроператорам пришлось предлагать скидки до 40%. Вернуть понесенные потери они смогут теперь только летом.

Туроператоры снижают цены
© Коммерсант

Спрос на организованные туры в декабре резко сократился, свидетельствуют данные Onlinetur.ru. По расчетам компании, по всем направлениям интерес к турам с возвращением до Нового года снизился на 30–40% к аналогичному периоду прошлого года. Представитель Onlinetur.ru Игорь Блинов говорит, что сокращение спроса стимулировало многих крупных туроператоров снижать цены на туры, в результате стоимость путевок на декабрь опустилась примерно на 40%. Эту коррекцию он связывает, в частности, с неоправдавшимися ожиданиями туроператоров: «Многие участники рынка создали слишком обширные программы, рассчитывая, что сформировавшийся летом тренд на резкое увеличение спроса сохранится и в межсезонье».

Туроператоры также заметили падение спроса на туры в предновогодний период. Директор по продажам НТК «Интурист» Сергей Толчин указывает, что на протяжении всего межсезонья спрос ниже прошлогоднего на 15–20%. «В прошлом году Турция полноценно вернулась на рынок лишь к осени, одновременно началось укрепление рубля, в результате чего активизировался отложенный спрос, серьезно сказавшийся на динамике продаж. В этом году этих факторов нет, и спрос оказался меньше, чем многие ожидали»,— объясняет он. Господин Толчин тоже отмечает снижение средних цен на продаваемые туры в ноябре—декабре. «Но это не окажет серьезного влияния на компании: происходит репрайсинг, потери, понесенные в межсезонье, компенсируются за счет более высокой стоимости новогодних и летних туров»,— уверен он.

В целом по году продажи организованных выездных туров показывают рост: согласно данным Ассоциации туроператоров России, в 2017 году он может составить 57%. Но в следующем году этот темп может замедлиться до 8–10%, ожидают аналитики Промсвязьбанка.

Не все участники рынка замечают текущее снижение спроса на межсезонье. В Travelata.ru считают, что речь идет не о падении, а о существенном замедлении темпов роста продаж. При среднегодовом увеличении количества проданных туров на 80% продажи на декабрь к тому же месяцу прошлого года выросли всего на 10,5%. О росте продаж на декабрь лишь на 10% говорят и в Tutu.ru. Гендиректор Travelata.ru Алексей Зарецкий не видит в этом ничего странного: «С конца ноября и до конца декабря всегда низкие продажи — в компаниях закрывают годовую отчетность, завершают перед Новым годом проекты, мало кто может позволить себе взять отпуск». Кроме того, по словам господина Зарецкого, в ноябре нет ни одного курорта с относительно недолгим перелетом, где море остается теплым.

Согласно данным Level.Travel, наиболее востребованными направлениями периода межсезонья стали Таиланд (20% проданных туров на декабрь), ОАЭ (17%), Индия (12%), Россия (12%) и Вьетнам (12%). Гендиректор компании Дмитрий Малютин отмечает, что наиболее заметно интерес путешественников, запланировавших отпуск на последний месяц года, вырос к ОАЭ. «Год назад в декабре страна аккумулировала лишь 2% спроса, но сейчас она активно продвигается за счет маркетинга, масштабных полетных программ и спецпредложений туроператоров»,— говорит он.

Гендиректор Onlinetours.ru Константин Победкин отмечает, что, хотя на ноябрь—октябрь общее число броней выросло в 3,2 раза, в деньгах рост был скромнее — в 1,6 раза. Хорошую динамику продаж в натуральном выражении господин Победкин связывает как раз с низкими ценами туроператоров. «Так, недельный тур в Сочи на двоих с перелетом и размещением в трехзвездном отеле в декабре можно купить за 8–9 тыс. руб.»,— привел он пример.

Александра Мерцалова