Дефолт и "Северный поток-2": два главных риска украинской экономики в 2019 году

Разговоры о том, что в 2019-2020 годах Украине может грозить полномасштабный дефолт, являются прямым намеком Киеву со стороны США, которые полностью контролируют МВФ – считает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк.

Названы главные риски украинской экономики в 2019 году
© ФБА "Экономика сегодня"

Украине скоро придется выплачивать долги «по-настоящему»

В настоящее время в Киеве начали активно циркулировать слухи, что если Украина в ближайшее время не договорится с МВФ о программе экономической помощи, то эта страна уже через год столкнется с угрозой полномасштабного дефолта, т.е. невозможности платить по своим внешним долгам.

Примечательно, что эти разговоры начались после того, как Киев в очередной раз не смог найти общий язык с международными финансовыми организациями и не получил от них новые финансовые транши.

Это говорит о том, что украинское руководство поставлено коллективным Западом перед фактом, что если оно и дальше продолжит не выполнять требования со стороны МВФ, то программа экономической помощи Украины будет не только ограничена, но и свернута, что уже в 2019 году приведет к кризисной ситуации.

Дело в том, что в отношении Украины МВФ реструктуризировал государственный долг таким образом, что на 2015-18 годы приходится минимальное число выплат – в основном, в виде процентов, но данный льготный режим заканчивается в 2019-20 годах, когда Украине придется выплатить порядка 12 млрд долларов.

Украина попала в «долговую воронку»

Заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что западные кредиты, которые предоставляются Украине, позволяют этой стране существовать в условиях негативной внешнеэкономической конъюнктуры.

Напомним, что после начала событий 2014 года Украина потеряла порядка 20 млрд долларов в торгово-экономическом обороте с Россией и другими странами СНГ, что стало приговором для ориентированной на экспорт украинской экономики.

Это привело к снижению промышленного производства этой страны в два раза из-за потери российского национального рынка, а также к девальвации украинской национальной валюты и падению валового внутреннего продукта в этой стране, как минимум, на 15 процентов годовых.

Все это вместе с потерей территорий, а также вынужденной внешнеполитической ориентации на Запад стало причиной того, что Украина была вынуждена начать «программу помощи» МВФ и попасть в так называемую долговую воронку. Это ситуация, когда закрытие внешнего долга становится невозможным, и государству постоянно требуются новые транши для его обслуживания и выплаты процентов.

Такое положение дел является обычной политикой МВФ, который стремится контролировать развитие конкретных государств за счет такой экономической удавки.

Украинская власть стремится удержать свои позиции

«Впрочем, здесь не нужно забывать про то, что достижение компромисса с МВФ позволяет Украине существовать в более-менее приемлемых параметрах и в нормальной макроэкономической ситуации, когда ситуация стабильна и нет угрозы полной экономической катастрофы», - констатирует Данюк.

Конечно, такое положение дел не позволяет рассчитывать на экономический рост и качественное улучшение внутриэкономической ситуации на Украине, но ведет к тому, что страна как-то сводит концы с концами. И это для Киева – задача номер один, поскольку главной целью политического руководства Украины является удержание своих позиций внутри страны, а не решение каких-то национальных стратегических задач, о которых там никто не думает.

«Действительно, в случае прекращения программы траншей Украину очень быстро ждет полномасштабный дефолт, причем уже в 2019 году, когда Киеву придется выплачивать «тело» внешнего долга. При этом, вся эта ситуация наложится и на другие объективные сложности Украины», - заключает Данюк.

Например, при определенных раскладах в 2019 году может быть реализован «Северный поток-2», а это значит, что Украина уже в 2020 году лишится, как минимум, 3 млрд долларов ежегодных доходов, которые это государство на протяжении десятилетий в качестве ренты брало за транзит российского газа.

Ради сохранения власти администрация Порошенко пойдет на все

«Однозначно, Украина не сможет за этот временной период как-то существенно увеличить свои валютные доходы по другим направлениям – напротив, существует риск того, что они еще больше снизятся, поэтому складывающаяся ситуация свидетельствует о большой вероятности дефолта в 2020 году», - резюмирует Данюк.

По словам Никиты Сергеевича, с помощью такой кредитной иглы Украины сегодня окончательно лишается суверенитета в самых разных сферах – сначала Киев перестал проводить нормальную внешнюю политику, что привело к сложностям в экономике и к катастрофической зависимости от траншей МВФ.

«Ведь очевидно, что текущая аховая ситуация в украинской экономике связана с политикой – здесь можно вспомнить неадекватную линию в отношении России, которая привела не только к заморозке общения на уровне МИД, но и к саботажу в области внешней торговли. Достаточно вспомнить все эти неадекватные предложения о разрыве транспортного сообщения между Россией и Украиной, и прочее в этом духе», - констатирует Данюк.

При таком тренде Украина будет вынуждена пойти на выполнение всех условий со стороны МВФ, несмотря на то, что они принесут катастрофические последствия, как для реального производства в этой стране, так и для всей ее социальной сферы, поскольку будут урезаны пенсии, льготы, образование и медицина.

«Еще одним фактором является приватизации почти всех ликвидных государственных предприятий, что сделает Украину настоящей банановой республикой, пусть бананы в этой стране и не выращиваются. И это полностью коррелирует с тем тезисом, что украинская власть руководствуется в своей политике не какими-то стратегическими интересами Украины, а поддержанием своего положения», - заключает Данюк.

Поэтому нет сомнений, что никакого «дефолта» на Украине не будет, Киев как-то договорится с МВФ, а ценой этого будет дальнейшая деградация экономики и социальной сферы этой страны.