Ориентир на Восток: уход ExxonMobil открыл новые перспективы для российской "нефтянки"

Выход американской ExxonMobile из проектов с "Роснефтью" из-за санкций США и ЕС против России – явление не критичное, и в чем-то даже положительное. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

"Вашингтон планомерно выдавливает свой крупный нефтегазовый бизнес из России уже три года, чем стреляет в ногу не только компаниям, но и американской экономике. Те же крупнейшие нефтесервисные компании, ушедшие из проектов в РФ в 2015-2016 годах за это время показывают чистые убытки в сотни миллионов долларов. ExxonMobil же пришлось отменить несколько совместных проектов с "Роснефтью", включая знаменитое месторождение "Победа" в Карском море с запасами нефти в 100 млн тонн. Американцы не скрывали из-за этого своей досады. Оказалось, что в России, что называется, намазано медом – в мире осталось очень мало регионов с большими нефтегазовыми запасами, включая еще не разведанные. Только на шельфе у РФ разведано всего 11-12% углеводородных залежей, то есть это очень перспективный рынок. Как только американцы теряют наши проекты, на их место тут же приходят компании с Востока – в основном китайские. Они не столь авторитетны и опытны, но готовы работать без истерик и амбиций. Предлагают инвестиции, технологии, кооперацию – все это качеством не хуже, чем у партнеров с Запада. То есть российская сторона в итоге не страдает, а действия Вашингтона возвращаются ему бумерангом", - отмечает аналитик.

Американская нефтяная компания ExxonMobil объявила, что вынуждена выйти из совместных проектов с компанией "Роснефть" из-за санкций США и ЕС к Москве. Разрыв партнерских отношений, по предварительным подсчетам, принесет корпорации $0,2 млрд чистых убытков. Процедуру выхода из совместных проектов с РФ в сфере поисков месторождений нефти ExxonMobil уже начала – соответствующее уведомление компания направила в Комиссию по ценным бумагам и биржам США.

"Санкции к России – это удар по американскому крупному бизнесу и нефтяному сектору США, который итак, вопреки всем позитивным заявлениям о сланцевой нефти, пребывает в глубоком кризисе. Часть компаний перекредитованы настолько, что возвращать деньги даже при нынешнем уровне цен на баррель не в состоянии. Себестоимость добычи растет, так как дорожают услуги нефтесервисных компаний – последние тоже пытаются компенсировать убытки от потери проектов из-за санкций.
При этом желающих поработать с Россией в мире оказалось больше, чем рассчитывало американское руководство. Тот же Китай всегда традиционно ориентировался на экономику – ему не важна возня вокруг глобального доминирования. То есть от сотрудничества с ним не приходится ждать санкций или истерик. И планомерное налаживание сотрудничества уже идет, суля большие перспективы, тогда как американский бизнес подсчитывает убытки от "мудрой политики" Вашингтона", - подчеркивает эксперт.

Санкции подтолкнули к саморазвитию

Торговый представитель России в США Александр Стадник уже обвинил Вашингтон в создании преград американскому бизнесу. По его словам, потери корпорации ExxonMobil, вынужденной выйти из совместных проектов с "Роснефтью", служат лишним доказательством: санкции Вашингтона в отношении Москвы наносят реальный урон самим Штатам.

Власти США планомерно пытаются вытеснить ExxonMobil с российского рынка. Летом 2017 года Минфин США даже оштрафовал корпорацию якобы за нарушение антироссийских санкций на 2 млн долларов. Компанию наказали за подписание в мае 2014 года восьми документов с президентом "Роснефти" Игорем Сечиным, включенным в американский санкционный список. Представители "Роснефти" тогда удивлялись: американский регулятор не мог не знать о подписании документов в 2014 году – все сделки ExxonMobil согласовывает с американским правительством, но штраф вменил почему-то лишь годы спустя.

"Для российской экономики нефтегазовый сектор, как известно, является ключевым. И введенные против него санкции стали истинным благом – нас подтолкнули к тому, что нужно развивать собственные технологии, ориентироваться на внутреннее производство. Мало ориентироваться на внешних партнеров, РФ начала работать на опережение. К примеру, если раньше завод "Газпромнефть" сейчас строит крупнейший в стране завод по производству катализаторов для крекинга нефти. Завод производил 3 тысячи тонн продукции в год, будет выпускать 20 тысяч тонн. Параллельно "большая тройка" РФ – "Газпромнефть", "Роснефть" и "Лукойл" – обсуждают совместное производство реагентов для нефтепереработки, которые производятся лишь четырьмя компаниями в мире. То есть у нас заранее предусматривают возможность перекрытия таких поставок извне. Эффект от санкций Вашингтона получился обратный – давление США стало для РФ сигналом к внутреннему развитию. Причем группа компаний "Газпром" планомерным импортозамещением занялась еще в 2008 году, то есть к 2014 году был наработан определенный багаж. Сейчас "большая тройка" уже имеет собственное производство высокотехнологичных масел в РФ и много чего еще. Россия желает развивать свою добывающую и перерабатывающую промышленность, и чем больше санкций введут США, тем скорее РФ обособится от внешней зависимости в этом секторе", - заключает Апександр Фролов.