Рост ВВП России на 3% обеспечат новые "правила игры" с бизнесом

Заявление главы МЭР о темпах роста экономики России на 3% к 2021-2022 годам сбудется при условии структурных реформ. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников. "Рост инвестиций далеко не всегда является условием экономического роста, базовая задача – преодоление существующих сегодня структурных ограничений. Инвестиционная активность – это следствие изменения условий для бизнеса: чем комфортней инвестиционный климат, тем более предприниматели мотивированы вкладывать в развитие своих предприятий и экономические проекты страны. И главное здесь – понятность среднесрочной экономической политики правительства. В сегодняшних реалиях это реализация заявленных целей до 2024 года. В первую очередь бизнес должен быть уверен, что инфляция в стране останется в рамках заявленных 4% - плюс-минус небольшие показатели, но в целом таргет необходимо удерживать. Это в какой-то мере сделает предсказуемой политику повышения цен на услуги естественных монополий – предприятий-поставщиков услуг ЖКХ, транспорта. Если нет уверенности в том, каким будет рост хотя бы на ближайшие три года, бизнес инвестирует в реальный сектор экономики крайне неохотно", - отмечает аналитик. Министр экономического развития России Максим Орешкин заявил, что ведомство ожидает выхода темпов роста экономики страны на 3% к 2021-2022 году. "К этому времени инвестиционная активность достигнет уровня, близкого к целевому", - сказал глава ведомства, выступая на Московском финансовом форуме. Он констатировал, что последние полтора года темы роста стабилизировались на уровне 1,5-2%. И добавил, что для ускорения необходимо работать по трём направлениям: увеличение экономически активного населения, повышения производительности труда и увеличение инвестиционной активности. "Сейчас Центробанк уже создал определенную нервозность на российских рынках, заявив о возможном повышении ключевой ставки. Думаю, что это все же маловероятно - регулятор продолжит придерживаться ранее избранной политики. Но тем не менее, понятно, что в ближайшие несколько кварталов снижения ставки ожидать не приходится. А это означает новую неопределенность для бизнеса. И 14 сентября на очередном заседании ЦБ он ждет четких сигналов по дальнейшей монетарной политике. Также предпринимательские круги нуждаются в гарантиях, что правительство выполнит обещание и в ближайшие годы не станет повышать налоговую нагрузку. В этом направлении правительству предстоит еще большая работа – в первую очередь, систематизация неналоговых платежей, которых сегодня на бизнес возложено достаточно много. Есть еще система налоговые льготы – коммерческие структуры ждут ответа, какие из них сохранятся, а какие будут отменены в ходе фискальных реформ ближайших лет ", - подчеркивает эксперт. Прогнозы и коррективы По итогам 2017 года российская экономика, по данным Международного валютного фонда, выросла на 1,8%. На 2018-й фонд в своем прогнозе улучшил свое перспективное видение на ВВП России на 0,1 процентного пункта до 1,7%, прогноз на 2019 год остался неизменным - рост на 1,5%. В октябре прошлого года МВФ повысил прогнозы роста экономики РФ на 2017 и 2018 годы до 1,8% и 1,6% соответственно на фоне общего повышения финансовой стабильности, быстрого замедления инфляции, роста промышленности и укрепления рубля. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявляла, что российская экономика в конце 2017 года завершила восстановление после кризиса, теперь "стоит вопрос о том, как и на чем мы будем дальше расти". По оценкам регулятора, в дальнейшем российская экономика будет расти темпами в 1,5-2%. Инвестбанк Goldman Sachs давал прогноз, что рост ВВП России в 2018 году резко ускорится до 3,3%, а в 2019 году выйдет на темп 2,9%. Минэкономразвития прогнозирует рост в этом году на 2%. "Бизнес для повышения инвестиционной активности всегда интересуется наполнением заявленных правительством национальных программ и заявленных приоритетных направлений. Здесь инфраструктуры, цифровая экономика, экологические проекты и много других сфер. Предприниматели готовы участвовать финансово в этих начинаниях, но при условии максимальной защиты своих капиталовложений и гарантий прибыли. То есть правила игры нужны четкие, максимально понятные и нерушимые. Когда они появляются, реформы переходят на следующий этап – как государство будет повышать эффективность своих расходов. Ведь когда с одной стороны даются гарантии, что налоговая нагрузка не вырастет, сообщения о необходимости дополнительных поступлений в бюджет вызывают беспокойство – самым простым способом найти деньги всегда было повышение налогов или ввод новых сборов. При этом сейчас во многих статьях бюджета можно найти статьи неэффективные, нужен серьезный аудит расходования госсредств. Одно из направлений структурных реформ уже обозначено – пенсионная перезагрузка, бизнес начинает анализировать последствия такого шага для себя и экономики страны. От программ индивидуального пенсионного страхования страна получит 12 трлн рублей – средств долгосрочной ликвидности. Предприниматели хотят понять: готова ли система к инвестированию этих средств. И когда появится этот механизм. То же в области инфраструктурной ипотеки, государственно-частном партнерстве и других отраслях. Вероятнее всего, к середине октября, вместе с корректировкой бюджета правительство ответы на эти вопросы предоставит. После этого деловые круги смогут строить какие-то планы на ближайшее будущее и готовить собственные инвестиционные стратегии", - заключает Никита Масленников.