Россия и Китай готовят "антидолларовый ответ" на санкции США

Россия и Китай могут активизировать свои действия в вопросе использования национальных валют уже с 2019 года. Уменьшение роли доллара во взаимных расчетах станет не только стимулом к росту взаимной торговли наших стран, но и логичным ответом на недавние изменения в стратегии национальной безопасности США, в которой Москва и Пекин названы ключевыми противниками Вашингтона.

Расчеты РФ и Китая в нацвалютах

На проходящем в Пекине форуме по российско-китайскому инвестиционному сотрудничеству советник президента РФ Сергей Глазьев заявил, что Россия и Китай нуждаются в сопряжении платежных систем и интеграции финансовых рынков двух стран. Активный переход к расчетам в нацвалютах РФ и Китая, по его мнению, возможен уже к 2019 году. Причем без этой меры удвоения объема нашей взаимной торговли вряд ли удастся достичь, добавляет Глазьев.

Ранее с похожим заявлением выступали и представители китайской стороны. Например, глава Союза китайских предпринимателей Чжоу Лицюнь считает, что отказ России и Китая от доллара поможет снизить негативное влияние западных санкций, из-за которых сегодня у целого ряда предприятий возникают сложности при проведении расчетов. Эксперт РИСИ Вячеслав Холодков находит такое предложение достаточно разумным и своевременным.

«Российские энергетические и оборонные компании уже столкнулись со сложностями в вопросе привлечения финансирования после санкций США. Кроме того, переход на нацвалюты в двусторонней торговле можно назвать логичным ответом наших стран на последние изменения в стратегии национальной безопасности США, где Москва и Пекин обозначены как ключевые соперники Вашингтона, подрывающие национальную безопасность страны», - отмечает эксперт.

Что касается российских финансовых институтов, то многие из них до недавнего времени все равно продолжали ориентироваться на Запад в своей стратегии. Но риск новых санкций США, которые могут обернуться ограничениями в области использованию долларов в расчетах, вынуждает банки также пересмотреть свою стратегию. Глава ВТБ Андрей Костин накануне даже озвучил план, один из пунктов которого звучит как «ускоренный переход» в расчетах с иностранными государствами по экспортно-импортным операциям на другие валюты.

Общее платежное пространство

И теперь именно банковский сектор предпринимает наиболее активные шаги в данном направлении. Например, на Дальнем Востоке до 22% операций по торговле с Китаем банк ВТБ проводит в рублях, и еще 8% в юанях. В перспективе объем таких операций будет возрастать, но многое здесь зависит и от заинтересованности китайской стороны. Китайские же банки пока не так активно работают с российскими структурами.

Еще одно направление связано с созданием Москвой и Пекином общего платежного пространства, но здесь Россия участвует в проекте в составе Евразийского экономического союзе (ЕАЭС). В планах организации до конца 2019 года создать единое платежное пространство в ЕАЭС, после чего уже договориться с Китаем об использовании кобейджинговой системы на основе карт UnionPay и «Мир».

«Скорее всего, этот пункт уже обсуждается в рамках переговоров о заключении широкого торгово-экономического соглашения Китая и ЕАЭС. Карты «Мир» сегодня успешно используется на территории России, но реализация планов по интеграции «Мир» с китайской платежной системой UnionPay способно вывести нашу систему на глобальный уровень. UnionPay принимается по всему миру, охватывая 190 стран. Более того, по доле рынка она уже обогнала таких лидеров как Visa и MasterCard. Всего через китайскую платежную систему сегодня осуществляется около 55% от всех операций, совершаемых с использование пластиковых карт», - отмечает Вячеслав Холодков.

По словам Глазьева, Россия готова представить Китаю комплексную систему предложений для того, чтобы органы власти, ответственные за финансовую политику двух стран, смогли провести «требуемое, сверхактуальное, немедленное и как можно более быстрое сопряжение всех платежно-расчетных валютно-финансовых отношений».