Газовая «блокада» Украины начнется 1 июня

Объявленный рост оптовых цен не останется без последствий, и уже в начале июня стоит ожидать резкого увеличения стоимости на украинских газовых заправках. Коммерческий директор АО "Укгразвыдобування" Сергей Федоренко 30 мая в фэйсбуке сообщил, что за прошедшую неделю оптовые цены на автомобильный газ украинских производителей скачкообразно выросли на 30% – до 24,421 тыс. грн за тонну. Этот скачок обусловлен ожиданием начала работы российских экспортеров в новом специальном режиме, когда российский продукт будет поставляться на Украину только по специальным разрешениям. Пропан-бутановая игла Украины Давно ушли в прошлое 2000-е годы, когда Украина была нетто-экспортером автомобильного газа, который тогда в значительном количестве (до полумиллиона тонн в год) экспортировался в Польшу. А затем наступил кризис 2008-09 годов, и украинские автомобилисты начали массово переходить на этот дешевый вид топлива, а нетто-экспортер быстро превратился в нетто-импортера. В итоге в 2013 году Украина импортировала уже 474 тыс. тонн газа, а постмайданный кризис и резкое увеличение перевода автотранспорта на газ подняли планку импорта по итогу 2018-го до почти 1,8 млн тонн. То есть всего за пять лет импорт газа вырос более чем в четыре раза. И подавляющее его количество шло из трех «братских» стран – России, Белоруссии и Казахстана. Почему именно оттуда? Торговля сжиженным углеводородным газом (СУГом) имеет свои особенности – транспортное плечо сильно влияет на конечную стоимость продукции. Часто оно «съедает» до половины стоимости, что делает импорт газа из «дальнего зарубежья» экономически невыгодным. Именно Россия имеет здесь наибольшие преимущества, чем ее производители и пользовались до последнего времени. А Белоруссия и Казахстан в этом списке появились только потому, что в торговлю вмешалась политика. Спецразрешения не новы На самом деле ничего экстраординарного в нынешних действиях России нет. Экспорт по спецразрешениям автомобильного газа на территорию Украины уже один раз вводился летом 2017 года как один из многочисленных ответов Москвы на недружественную в свой адрес политику Украины. В 2016 году доля России в украинском импорте СУГов составляла более 70%, а потому резкое ограничение поставок летом 2017 года вызвало лавинообразный рост цен на украинских заправках, где автогаз буквально за несколько недель августа вырос в цене с 11 до более чем 16 грн за литр. А затем ажиотаж на рынке был сбит резким ростом поставок из Белоруссии. Откуда он там появился? Из России, конечно. Хозяйственные белорусы быстро сообразили, что это их шанс и неплохо заработали на реэкспорте российского топлива на Украину. Их маржа в этих операциях нередко доходила до 30%, и Киев все равно покупал, потому что выбора не было. А затем на украинском рынке появились и казахи, которые также увидели в высоких украинских внутренних ценах свое окно возможностей. Россия отменила продажу российского газа по спецразрешениям осенью 2018 года, в самый канун предвыборной президентской кампании, чем здорово помогла Петру Порошенко сбить цену на этот продукт «народного потребления (продажи бензина в стране ниже продаж автогаза). С ноября 2018-го по февраль 2019-го цена СУГ на украинских заправках упала с 16,5 до 10,5 грн за литр, что стало самым низким значением с осени 2016 года. А в конце апреля Дмитрий Медведев сообщил, что с 1 июня спецрежим будет восстановлен. Инфраструктура диктует свои условия Правда ожидать простого повторения событий 2017-го Киеву уже не приходится. За прошедшие полгода случилось два знаковых события, которые способны резко усилить эффект от вводимых Москвой ограничений. Во-первых, Белоруссия уже не может сегодня пользоваться теми льготами в рамках Евразийского экономического Союза, благодаря которым она и зарабатывала свои деньги ранее. Во-вторых, Россия ввела ограничения на транзит казахского автомобильного газа через свою территорию. И это резко сужает Киева возможности для маневров. Дело в том, что Украина физически не может закупать значительные объемы СУГ через свои морские порты или западную границу. На сегодня возможности ее инфраструктуры на этих направлениях ограничены примерно 70 тыс. тонн газа в месяц (западная граница – 10; Измаил – 10; Николаев – 10; Черноморск (Илличевск) – 10; Одесса – 30), что вдвое меньше тех объемов, которые она получает суммарно из трех бывших союзных республик. Значит, в стране ожидается дефицит даже того гораздо более дорогого газа, который может попасть в нее с юга или запада. Именно поэтому, как только стало известно об ограничениях поставок из Казахстана, украинские производители газа дружно взвинтили свои отпускные цены. Как говорят американцы, ничего личного. И это только начало. Как только станут понятны истинные намерения Москвы (а ограничение поставок может быть существенным) цены на газ могут вырасти до воистину астрономических величин (выше 20 грн за литр). Особенно, если одновременно с этим будут существенно ограничены поставки в страну нефтепродуктов и цены на дизель и бензин также поползут в гору.

Газовая «блокада» Украины начнется 1 июня
© ФБА "Экономика сегодня"