Как "Северный поток-2" сможет обойти запреты ЕС

Nord Stream 2 AG подала иск в суд Европейского союза общей юрисдикции, в котором просит аннулировать принятые в апреле поправки в газовую директиву ЕС. "Поправки были явно разработаны и приняты с целью создать неблагоприятные и препятствующие реализации проекта "Северный поток-2" условия", - говорится в сообщении компании. По словам исполнительного директора Nord Stream 2 AG Маттиаса Варнига, которые приводит компания, такая очевидная дискриминация отдельного коммерческого проекта также подрывает способность внутреннего рынка ЕС привлекать инвестиции, чтобы переход к низкоуглеродной энергии стал реальностью. Поправки в газовую директиву могут нанести ущерб компаниям-инвесторам "Северного потока-2" Сама газовая директива - один из основополагающих документов европейского энергетического законодательства. Он является частью Третьего энергопакета Евросоюза, который регулирует рынки газа и электроэнергии на территории ЕС. Поправки в нее Совет ЕС принял 15 апреля. Изменения распространяют на морские газопроводы из третьих стран, проходящие по территории ЕС, требования о резервировании до 50 процентов мощности для нужд независимых поставщиков, то есть, проще говоря, конкурентов, а также о независимости оператора (в данной ситуации Nord Stream 2 AG) от экспортера, в чьих интересах газопровод построен, говорит директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов. На "Северный поток-2" действие этого положения может и не распространиться, поскольку в соответствии с принятыми в феврале последними поправками ответственность за регулирование работы трубопроводов, по которым газ поставляется на европейский рынок, была переложена с третьих стран на ту страну, в которую газ поступает в конечном итоге (в данном случае - Германию), не исключают аналитики "ВТБ Капитала". Таким образом, "Газпром" должен будет заключить с Германией дополнительное соглашение, чтобы выступать единоличным оператором газопровода, а в противном случае компании будет разрешено использовать лишь половину его мощности (это 27,5 миллиарда кубометров в год), считают они. По мнению Пахомова, основания для признания невозможности применения новых норм к "Северному потоку-2" действительно есть, поскольку поправки к газовой директиве применяются с исключениями для "старых газопроводов". Так, участок, проходящий по территории Германии, был на момент вступления поправок в силу фактически завершен, что дает основания считать его "старым". "Во-вторых, соглашение между "Газпромом" и европейскими партнерами компании, выступившими на тот момент соинвесторами, было заключено задолго до внесения предложения о внесении изменений в директиву, следовательно, они не могли знать о рисках для проекта в связи с законодательными изменениями. А значит, власти ЕС фактически идут на меры, ущемляющие их интересы и способные нанести им имущественный ущерб в связи с необходимостью резервирования мощности под нужды сторонних поставщиков, не инвестировавших в его строительство", - говорит Пахомов. Но когда в деле будет поставлена точка, сказать сложно: как правило, такие споры носят затяжной характер, добавляет он.

Как "Северный поток-2" сможет обойти запреты ЕС
© Российская Газета