«Потоку» поставили сроки

Заявление вполне обоснованное, так как ранее президент РФ Владимир Путин отметил: он надеется на то, что газопровод будет построен «до конца текущего года, либо в первом квартале следующего года работа будет завершена». «Вопрос в сроках. Это - единственный вопрос, который встает в этой связи. Безусловно, окончание строительства будет отодвинуто на несколько месяцев», - заявил российский президент. Предполагается, напоминает Finmarket, что строительство газопровода будет продолжено с использованием судна «Академик «Черский». В 2015 году «Газпром» купил многоцелевое строительное судно, которое позднее получило название «Академик Черский». Сейчас судно проходит масштабную модернизацию, завершение которой намечено на 2020 год. «Северный поток-2» из экономического проекта превратился в политический, став некоей разменной монетой и индикатором крепости отношений между ЕС и Россией в эпоху санкций США, отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его словам, отношения еще больше укрепились, что подтверждает мысль – ЕС видит в Росси надежного энергетического и торгового союзника и это, разумеется, очень серьезно раздражает властные круги в США. Между тем, в период, когда задумывался «Северный поток-2», европейский энергетический рынок был на пике роста, поэтому ни у кого не возникало сомнений в необходимости его финансирования. Сейчас же этот рынок претерпел серьезные изменения, более того, изменилось законодательство, серьезно ограничивающее третьи страны, поставляющие ресурсы, в использовании построенных ими мощностей на территории ЕС. На текущий момент рынок наполнен предложением как из России, так и из других источников, в том числе есть большое предложение СПГ. Поэтому надо понимать, говорит Жарский, что «Северный поток-2» даже после запуска не будет загружен на все свои мощности. В этом плане отставание проекта от графика и запуск его на год позже не мешает работе «Газпрома» на европейском рынке, это бы сильно ударило по компании, если бы договор о транзите газа через Украину не был бы заключен. Поэтому сейчас «Газпром» может спокойно сосредоточиться на поиске необходимых специалистов и разработке технологий для того, чтобы самостоятельно проложить оставшиеся 5% или чуть более 160 км подводного участка. Для этих целей, очевидно, будет привлечено единственное находящееся в собственности флота «Газпрома» судно-трубопрокладчик «Академик Черский». В настоящий момент на судне должны проводить модернизацию оборудования, что может оттянуть старт работ на два-три месяца. В целом, учитывая, что опыта работы на таких глубинах у компании еще не было, можно прогнозировать, что в 2020 году «Северный поток-2» объективно может быть и не сдан. Тем временем для России правильнее поддерживать идею скорейшего завершения проекта, поэтому такие информповоды будут всплывать еще не раз, добавляет эксперт. Совершенно очевидно, отмечает, в свою очередь, директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев, что США используют санкции с целью продвижения собственных энергетических услуг по СПГ. А, значит, после завершения «Северного потока-2» можно ожидать новых ограничений, на этот раз против самих покупателей топлива, как это уже было реализовано в случае с Ираном. Конечно, европейцам это невыгодно: около 40% всего газа в Европу поступает из России, и с учетом новой «зеленой» политики ЕС и отказа от угля спрос на российское топливо будет расти дальше. Сопротивление европейцев будет мощным: в то время как «Газпром» пытается найти способы решить технические вопросы, Германия ищет лазейки в обновленной Газовой директиве ЕС, чтобы снять с «СП-2» наложенные ограничения и позволить ему работать на полную мощность. Ранее Берлин оставил лазейку в собственном законе, позволяющую «СП-2» получить исключение из «директивы», если он будет достроен до 23 мая 2020 года. Однако после санкций со стороны Вашингтона немцам приходится подстраиваться под новые реалии. Словом, противостояние Германии и США будет напоминать историю с советским газопроводом во времена «холодной войны». В тот раз ФРГ удалось одержать победу. Проект, уверен Дадашев, совершенно точно будет достроен. Во-первых, в него вложены огромные средства, в том числе и европейцев, которые потратили долгие годы для диверсификации источников поставок газа. Во-вторых, достроить осталось всего 160 км из 2 460 км - справится с этим можно за несколько недель. При этом кроме «Академика Черского», который полностью подходит под технические требования Дании, но находится в Сингапуре и ему потребуются месяцы для прибытия на место проведения работ, у России есть «Фортуна» - судно, не оснащенное необходимой по датским регуляциям системой динамического позиционирования. Таким образом, полагает аналитик, строительство должно возобновиться не ранее весны, когда обстановка в море относительно спокойная, что позволит Дании, в теории, допустить к работам «Фортуну», или уже во втором полугодии, когда «Черский» прибудет в Балтийское море. Безусловно, стоит ожидать очередных агрессивных действий со стороны США, которые могут внести свои коррективы. Например, Вашингтон может запретить страховать российские суда, из-за чего их передвижение будет сковано. Оптимистичный вариант - «СП-2» будет достроен к началу отопительного сезона 2020 года, но опять же России и Германии может потребоваться время для начала поставок, если последуют новые санкции. В случае возникновения дополнительных проблем строительство может затянуться до конца 2021 года.