В России возрождают советскую мечту о скоростной железной дороге. Зачем она нужна?

В России возвращают к жизни проект, о котором мечтали еще в СССР, — высокоскоростную магистраль (ВСМ) от Москвы до Санкт-Петербурга. Магистраль не только поможет оживить экономику, но в перспективе даст старт целой высокоскоростной сети для всей страны. Однако в условиях кризиса властям приходится экономить, и один из крупнейших инфраструктурных мегапроектов собираются лишить «головы» и «хвоста», не включив в него дорогостоящие подходы к городам — так власти планируют сэкономить. При этом стройка еще не началась, а сроки ее завершения уже откладываются. Новая жизнь советской мечты — в материале «Ленты.ру».

Без начала и конца
© Reuters

Номинальная экономия

В условиях кризиса российские власти вынуждены экономить на крупных стройках. Один из мегапроектов — высокоскоростная магистраль (ВСМ) между Москвой и Петербургом — может подешеветь, если в комплексный план модернизации инфраструктуры (КПМИ) войдет не вся магистраль, а только 630 километров от нее — без дорогостоящих подходов к двум столицам.

Строительство ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом хотят разделить на три фазы: 42 километра — от Москвы до Крюкова, 630 километров — от Крюкова до Обухова и 12 километров — от Обухова до Петербурга.

Стоимость участка Москва — Крюково предлагается покрыть из средств федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла». Из 557 миллиардов рублей проекта 221,5 планируют выделить на участок ВСМ. А отрезок Обухово — Санкт-Петербург за 62 миллиарда рублей возведут за счет собственной инвестпрограммы РЖД в рамках развития транспортной системы Санкт-Петербурга.

Основную протяженность дороги, участок Крюково — Обухово, предлагается включить в комплексный план модернизации инфраструктуры (КПМИ). Изначально предполагалось, что государство даст специальной проектной компании (СПК) 248,4 миллиарда рублей. Сейчас, когда ВСМ хотят обрезать, участие государства в капитале компании ограничивается 50 миллиардами, их хотят выделить в 2025 году.

Еще планируется два выпуска облигаций СПК на 368 миллиардов рублей с госгарантиями (до этого предполагалось три выпуска на 427 миллиардов с госгарантиями по двум из них). Однако пока не ясно, кто будет выпускать и выкупать бумаги. Деньги из Фонда национального благосостояния (ФНБ) брать не планируют. Таким образом, номинальные траты на строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург могут сократиться с 1,7 до 1,4 триллиона рублей.

С новой формой финансирования на год сдвинулись и сроки сдачи проекта — на 2027 год. Изменений нет только в подвижном составе: по ВСМ будут ходить 42 поезда «Уральских локомотивов» за 175,7 миллиарда рублей. Однако проект еще не утвержден, и планы могут еще несколько раз измениться: ни в РЖД, ни в Минтрансе ситуацию не комментируют.

Реинкарнация

Реализация проекта ВСМ обсуждалась во времена СССР — исследования в этой области велись с середины 1960-х, но дальше экспериментов дело не заходило. Первый проект появился в 1991 году, по нему протяженность железной дороги составила бы более 650 километров, что обошлось бы в 5 миллиардов долларов по тогдашнему курсу, окупиться строительство должно было в срок от семи до 28 лет. Но после дефолта 1998 года программу свернули. Единственное, что напоминало о ней — котлован рядом с Московским вокзалом в Петербурге (сейчас там стоит торговый центр «Галерея»).

Вместо строительства ВСМ обновили Октябрьскую железную дорогу и запустили «Сапсаны». Но попытки реанимировать мегапроект предпринимались несколько раз. В 2006-м РЖД и «Трансмашхолдинг» создали для этого АО «Скоростные магистрали», через пять лет компании представили проект стоимостью 696 миллиардов рублей, запустить магистраль хотели сначала в 2017 году, а потом — в 2018-м. Но и эти планы не сбылись.

В 2013-м было решено отложить строительство дороги между Москвой и Петербургом на неопределенный срок и вместо нее запустить магистраль из Москвы в Казань за 1,7 триллиона рублей. Первым участком должен был стать маршрут Железнодорожный — Гороховец (Москва — Нижний Новгород) с запуском в 2024 году. Но железная дорога так и не появилась: она оказалась слишком дорогой, и вместо нее до Казани решили строить новую автомобильную дорогу.

Проект ВСМ между столицами опять вернули к жизни в 2019-м, тогда его поддержал президент Владимир Путин. Дорогу включили в стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Новая магистраль пойдет параллельно существующей Октябрьской железной дороге, которую построили после революции на базе уже существовавших в Российской империи дорог. Длина трассы составит 684 километра, а поезда смогут разгоняться на ней до 360 километров в час. Из Москвы до Петербурга по ВСМ можно будет доехать чуть больше чем за два часа. Первый поезд хотели запустить уже в конце 2026 года.

Железная сеть

В развитых странах сеть ВСМ уже есть. Самая протяженная — в Китае, ее длина превышает 35 тысяч километров, а поезда могут набирать скорость до 350 километров в час. В Германии, которую называют первой экономикой Европы, железнодорожная сеть выходит за пределы страны: конечные остановки есть в Амстердаме, Базеле, Брюсселе, Цюрихе, Интерлакене, Копенгагене, Куре, Инсбруке, Вене и Париже. Активное строительство ВСМ идет в Великобритании и США.

Россия же располагает третьей по протяженности, после США и Китая, сетью стальных магистралей. На железные дороги приходится 86 процентов всего грузооборота (без учета трубопроводного транспорта) и 22 процента перевозок пассажиров. Но высокоскоростных дорожных перевозок это не касается. Самый быстрый поезд в России — «Сапсан» — курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом, он может разогнаться максимально до 250 километров в час. Но поезда ходят не по выделенной линии, а по Октябрьской дороге наряду с другими пассажирскими и грузовыми составами. ВСМ нужна стране, чтобы разгрузить трассы и аэропорты, по ней будут осуществляться только пассажирские перевозки. Стройку планируют начать через два года.

Власти давно лелеют мечту создать в стране сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей, и ВСМ Москва — Санкт-Петербург в перспективе может стать отправной точкой для осуществления цели. «Проекты развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами предусмотрены Долгосрочной программой развития "РЖД" до 2025 года и комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, утвержденным президентом в целях повышения уровня экономической связанности территории Российской Федерации», — заверили в РЖД.

Кроме того, ВСМ вписывается и в другой глобальный план: мегастройка сможет реализовать главные цели национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», до 2024 года в него собираются влить три триллиона рублей. Одна из его целей — повышение уровня экономической связанности России за счет расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры.

Проект магистрали пока сырой, в будущем сроки его реализации могут сдвинуться еще, а цена — вырасти. Но это не умаляет его глобальной важности. Строительство ВСМ не только даст стимул экономике, но и может положить начало появлению в России целой сети высокоскоростных железных дорог.