Грузоперевозки просели в начале года, но уже в сентябре показали рост на уровне 20%

Грузоперевозки просели в начале года, но уже в сентябре показали рост на уровне 20%

Грузоперевозки просели в начале года, но уже в сентябре показали рост на уровне 20%
© Logistics News

В период локдауна объемы заказов резко упали, однако в июне началось восстановление, а в третьем квартале отрасль пошла в рост

Период локдауна оказался тяжелым для рынка автомобильных грузоперевозок — объемы заказов резко упали. Однако уже в июне началось восстановление, а в третьем квартале отрасль отыграла все потери и пошла в рост. Это подтверждает статистика «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

По итогам девяти месяцев рынок автоперевозок продемонстрировал даже небольшой рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, количество заявок на перевозку грузов выросло по сравнению с 2019 годом на 5,5% — почти до 20 миллионов. При этом средняя стоимость перевозки осталась приблизительно на прежнем уровне (около 39 тысяч рублей).

При этом на протяжении этих месяцев рынок сильно лихорадило. Так, в самом начале пандемии спрос на перевозки заметно вырос, поскольку и предприятия, и потребители стремились сделать запасы. В марте число заявок на бирже выросло на на 23%, составив почти 2,5 млн. Однако с началом локдауна тенденция сменилась на противоположную — в апреле количество заявок снизилось до 1,87 млн (-18% по сравнению с апрелем 2019 года), а в мае упало до 1,75 млн (-20%).

Однако уже в июне с отменой большинства ограничений перевозки восстановились до прошлогоднего уровня (2,24 млн), а затем начался ощутимый рост. В июле и августе число заявок превысило 2,7 млн (+16%), а в сентябре перевалило за 2,9 млн, при этом рост по сравнению с прошлым годом составил 27%.

Из других тенденций нужно отметить снижение импортных международных перевозок, вызванное коронавирусными ограничениями и проблемами на границах. По данным «Биржи грузоперевозок ATI.SU», ощутимо пострадали почти все направления, в том числе самые популярные, Белоруссия (-5%) и Казахстан (-27%). Вместе с тем в экспортных перевозках такой закономерности нет: перевозки в Казахстан и Украину несколько выросли, а в Белоруссию, напротив, упали.

Если говорить о перевозках по России, то в третьем квартале этого года почти по всем основным направлениям наблюдался небольшой рост. Просели только перевозки из Свердловской области (-7%), а также в Москву (-7%) и Санкт-Петербург (-3%). Последнее вполне объяснимо с учетом того, что в условиях карантина некоторые жители обеих столиц временно перебрались за город. Лидерство же уверенно сохраняет Московская область: за этот период поступило 2,5 млн заявок на перевозку из Подмосковья (+18%) и 1,7 млн на перевозку туда (+4%).

В перевозке отдельных категорий товаров в основном наблюдается некоторый рост, особенно в самых популярных категориях. Так, число заявок на перевозку товаров народного потребления выросло на 12%, а продуктов питания — на 14%. Лидерами в плане прогресса оказались перевозки танк-контейнеров (рост заявок в два с лишним раза), грибов (+79%), мороженого (+51%), автомобилей (+43%), зерна (+40%) и бытовой техники (+39%). Отметим также существенный (+20%) рост перевозок в категории «домашний переезд».

Вместе с тем в целом ряде категорий товаров произошло снижение объемов перевозок. Оно коснулось, в частности, многих материалов для ремонта и строительства (кирпичи, газосиликатные блоки, цемент, фанера и т. д.). Произошло также резкое снижение перевозок табачных изделий (-35%).

«Весна этого года стала очень сложной для отрасли автомобильных грузоперевозок: мы столкнулись со снижением объемов заказов и стоимости перевозок, сокращением количества открытых направлений. Но уже к июню ситуация стала стабилизироваться. С начала третьего квартала, как показывает наша статистика, возобновился рост. По нашим оценкам, рост объемов заказов по основным направлениям в третьем квартале можно оценить на уровне 20%, это по сравнению с аналогичным периодом 2019 года», — комментирует Святослав Вильде, управляющий «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

#ATI_SU#Транспорт#Аналитика