Санкции США напугали партнеров «Северного потока — 2»: запуск вновь перенесли

Очередная угроза Вашингтона расширить санкции в отношении «Северного потока — 2» (СП-2) не только сразу вызвала массу одобрений многочисленных противников газопровода, но и заставила засомневаться в успехе непосредственных участников проекта. Гендиректор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова призналась, что завершению создания СП-2 препятствуют не столько технические недостатки или погодные условия, сколько его «высокая политизированность». В частности, новые ограничительные меры США против трубопровода, уточненные американскими парламентариями в октябре, способны отпугнуть от проекта сотни его зарубежных партнеров. Из-за подобных рисков пуск энергетической магистрали в эксплуатацию рискует сдвинутся еще на несколько месяцев. Строительство газопровода СП-2, сроки завершения которого были намечены еще на декабрь прошлого года, снова рискует затянуться на неопределенное время. По словам Бурмистровой, многое зависит от погодных условий и от технических характеристик и оборудования судов, участвующих в строительстве. Однако, у проекта есть и вторая составляющая – политическая, которая зачастую оказывается важнее первой – чисто экономической. «Прилагается максимум усилий для скорейшего завершения проекта, несмотря на высокую политизированность полемики вокруг него», — отмечает топ-менеджер российской компании. Хотя глава экспортного подразделения «Газпрома» разделяет проблемы СП-2 на несколько частей, в реальности рассматривать санкции и технологические изъяны отдельно друг от друга уже практически невозможно. Инициировать всевозможные ограничения в отношении СП-2 американцы начали еще в 2014 году, однако в первой интерпретации они выглядели недостаточно устрашающими. Российской газовой монополии и ее аффилированным структурам было запрещено привлекать инвестиции на зарубежном рынке. Также «Газпрому» отказали в привлечении технологических новинок и уже зарекомендовавшего себя в создании подводных углеводородных проектов оборудования со стороны иностранных партнеров. Последним компаниям Вашингтон в 2019 году также пригрозил санкциями, если они продолжат деловые отношения с «Газпромом» по этому проекту. Предостережения Белого Дома возымели действие — в начале текущего года швейцарская компания Allseas, предоставлявшая свои корабли для прокладки морских отрезков СП-2, отказалась от участия в строительстве. «Газпром» нашел новые транспортные средства для завершения проекта — в основном, в его флотилию вошли отечественные корабли, уже наработавшие определенный опыт в создании газопровода. Поиск необходимых судов отнял у «Газпрома» около года. Однако даже сейчас, когда российская монополия сконцентрировала рядом с точкой строительства трубы целую эскадру из собственных судов, Вашингтон продолжает атаковать проект СП-2, предъявляя его участникам все новые претензии. В середине октября Госдеп США, поясняя свои предыдущие ограничения, фактически распространил санкции с судовладельцев, предоставляющих СП-2 свои услуги, на фирмы, обеспечивающие модернизацию и обслуживание кораблей. В настоящее время именно уточненные Вашингтоном ограничения в отношении зарубежных компаний, снабжающих проект всем необходимым оборудованием и комплектующими для укладки последнего морского участка трубы, выглядят наиболее болезненными для реализации СП-2. По оценке оператора проекта Nord Stream 2, любые угрозы применения санкций оказывают влияние на целый ряд западных подрядчиков и инвесторов, поэтому, их официальное введение «напрямую затронут свыше 120 компаний из более чем 12 стран Европы». Как напоминает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, несмотря на то, что трубоукладчик «Академик Черский» прибыл к месту строительства газопровода еще в мае, главное российское судно, которое должно взять на себя основные работы по завершению работ в акватории Балтийского моря, до сих пор не приступило к осуществлению задачи. Причем незамедлительно начать монтаж объекта «Черскому» помешали не претензии США, а собственные технологические недоработки, которые приходится исправлять по сей день. В начале октября, после длительной модернизации, «Академик» направился на испытательные работы на Куршскую косу, где в дальнейшем к нему присоединились еще несколько отечественных кораблей. Эксперты не исключают, что по итогам проведенного тестирования, техническое оснащение ряда судов, которые «Газпром», очевидно, намерен задействовать в завершение проекта, также потребует переоборудования, что отнимет дополнительное время. Россия за последние годы накопила внушительный опыт противодействия американским санкциям: не только на правовом поле, но и в торговых и производственных отношениях. Тем не менее, возможное бегство зарубежных подрядчиков таит прямую угрозу для России. Наработанные нашей страной навыки создания подводной газотранспортной инфраструктуры, в том числе, при использовании современного оборудования, пока далеки от совершенства. «Укладывать трубопровод в осенне-зимний период окажется гораздо сложнее, чем в теплое время года. В этой связи наиболее оптимистичным вариантом станет выход СП-2 на сухопутный участок на территории Германии в I квартале будущего года, а на запуск трубопровода в эксплуатацию можно рассчитывать ближе к середине лета», — прогнозирует директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Санкции США напугали партнеров «Северного потока — 2»: запуск вновь перенесли
© Kdpconsulting.ru