Проект "Сколково" по привлечению иностранных компаний оказался успешным

МОСКВА, 27 октября. /ТАСС/. Программа по привлечению иностранных высокотехнологичных компаний Skolkovo Softlanding program, запущенная фондом "Сколково" год назад, показала успешность - свыше 10% участников заявили о готовности стать резидентами фонда. Об этом ТАСС сообщил во вторник вице-президент по региональному и международному развитию "Сколково" Юрий Сапрыкин.

"У нас на сегодня из 100 с лишним компаний из 34 стран, принявших участие в программе, в разной степени принятия решения, стать резидентом "Сколково" или нет, порядка 20. Фактически 16 готовят заявки, девять заявок уже подано, три компании стали резидентами. Это компании из Южной Кореи, Китая и Израиля. Таким образом, более 10% участников становятся резидентами, и нам отрадно эти результаты озвучивать, планируем, что дальше конверсия будет только расти", - сказал Сапрыкин.

По его словам, решение о запуске программы Softlanding ("Софтлендинга") было принято около года назад, так как изначально "Сколково" позиционировал себя как инновационный центр, встроенный в международную повестку развития инноваций. А международность определяется, как пояснил Сапрыкин, в том числе тем, какое количество компаний из твоей экосистемы работает на мировом рынке и какое количество компаний с мирового рынка приходит в твою экосистему. Главная задача Softlanding как раз привлекать иностранные компании на территорию "Сколково", чтобы они работали с российским рынком. Сегодня любой уважающий себя мировой инновационный центр имеет аналогичную программу.

"Сколково" провел пять этапов программы - три из них были организованы специально для отдельных стран - Южной Кореи, Сербии и Узбекистана. В остальных могли принять участие компании со всего мира, ведущие разработки по одному из четырех приоритетных направлений "Сколково": IT, биомедицина и сельское хозяйство, современные индустриальные технологии - новые материалы, космос, телекоммуникации, а также энергетические технологии и все, что связано с энергоэффективностью, с новой энергетикой.

Большая часть участников, как отметили в "Сколково", занимается проектами в IT-сфере. Как правило, это разработка различных цифровых платформ, приложений, систем автоматизации, проектов в сфере кибербезопасности. Например, заявку на статус резидента подала ImageNPay из Великобритании, которая создала платформу в сфере цифровых платежей. Компания считает российский рынок перспективным, так как цифровые платежи в нашей стране широко распространены.

Существенная доля проектов приходится на разработки в сфере медицины и сельского хозяйства. Например, компания SCALEO из Франции, которая также подала заявку на статус резидента "Сколково", разрабатывает кислородный концентратор для лечения легочных заболеваний. Среди других направлений - компания по производству функциональных покрытий для различных сфер применения ENY-Mobility GmbH из Германии. Или компания SHINSHINSA из Южной Кореи, которая занимается цифровизацией и роботизацией предприятий. Обе компании также подали заявки на получение статуса резидента "Сколково".

Особенности российского рынка

В ходе Skolkovo Softlanding program участники получают представление о правилах ведения бизнеса в России, способах снижения возможных рисков на этапе создания российского юридического лица, особенностях государственного регулирования и т. д.

Для этого фонд проводит семинары, тренинги от экспертов "Сколково" и его партнеров, знакомит с институтами развития, органами государственной власти и инвесторами.

"Мы стараемся дать компаниям ответ на главный вопрос - как устроен российский рынок. Несмотря на то, что с точки зрения потребителей страна у нас небольшая, всего 145 млн человек, но такие отрасли как телекоммуникации, углеводороды, нефтедобыча достаточно емкие, даже по мировым масштабам. Потому компаниям интересен рынок, и в ходе программы "Софтлендинга" они иполучают знания, какие основные игроки на рынке, какие технологии они используют, какие процедуры сертификации, законодательство и т. д.", - сказал Сапрыкин.

Помимо знакомства с российским рынком, программа также нацелена на развитие кооперации и сотрудничества иностранных компаний с резидентами "Сколково", а сегодня это свыше 2,5 тыс. стартапов. Кроме того, у фонда есть 16 региональных операторов в разных частях страны, и эта сеть для иностранных компаний также представляет интерес.

В связи с пандемией коронавирусной инфекции "Сколково" перевело программу в виртуальный формат. По словам Сапрыкина, у этого есть и минусы, и плюсы. Минус в том, что, прежде чем принять решение открыть офис и развернуть работу в той или иной стране, компания хочет с ней познакомиться - начиная с бытовых вопросов, вопросов климата, жилья и заканчивая особенностями культуры.

"Одновременно это является и плюсом, потому что не нужно тратить время, деньги, чтобы приехать и жить в стране какое-то время. И сейчас компании, которым интересен российский рынок, активнее принимают решение об участие в виртуальных программах. В дальнейшем, возможно, мы сделаем программу двухэтапной: у нас будет виртуальная часть, а по ее итогам участники будут принимать решение о поездке в Россию и очном участии", - сказал Сапрыкин.

Новые возможности

Участники Softlanding, которые по итогам программы заявляют о готовности стать резидентами "Сколково", должны пройти экспертизу. Ее проводят эксперты фонда по тем же критериям, что и для российских стартапов. По словам Сапрыкина, главная задача экспертизы ответить на два вопроса: есть ли уникальность у технологии, которую разрабатывает компания, и можно ли эту технологию коммерциализировать. В настоящее время экспертизу прошли и стали резидентами фонда три участника программы.

Это компания WECO из Южной Кореи. Она специализируется на разработке технологии низкотемпературной стерилизации для медицинского применения. Также это компания MIROUR из Китая. Она занимается разработкой фотостудии второго поколения, в которой применяются робототехнические системы и технологии искусственного интеллекта для повышения качества фотографий.

Израильская компания "СмарТюб" выходит на российский рынок с устройством для обработки образцов крови. Оно содержит запатентованную активирующую среду для стимуляции выработки антител. Продукт разработан для улучшения показателей стандартных серологических анализов за счет снижения уровня ложноположительных и ложноотрицательных результатов. "СмарТюб" позволяет обнаруживать инфекции в "оконный период", то есть период от момента заражения до появления антител. Это, например, позволит решить проблему эффективного выявления ВИЧ и гепатита.

"Я считаю, что наши стартапы не должны боятся конкуренции. Вообще, конкуренция - это скорее плюс, так как помогает понять, как развиваются технологии. А, кроме того, заставляет быть сильнее и не стоять на месте. Нашим стартапам также важно брать на вооружение какие-то технологии, вступать в кооперацию, потому что часто бывает, что компании находят скорее не конкурентов, а партнеров, когда их разработки могут усилить друг друга. И это еще одна полезная проекция этой программы", - сказал Сапрыкин.

В качестве примера он привел южнокорейскую компанию Cubox, участника одного из первых наборов "Софтлендинга", которая занимается разработкой систем распознавания лиц. Недавно она заключила соглашение с российской компанией "Ланит" по запуску в Калужской области совместного производства биометрических систем идентификации. А "СмарТюб" будет сотрудничать с Санкт-Петербургским НИИ микробиологии и эпидемиологии им. Пастера - в институте будут проходить тестирования устройства израильской компании.

По словам Сапрыкина, Skolkovo Softlanding program продолжит работать на постоянной основе. "Чем больше у нас компаний, чем больше иностранцев приезжает, тем больше обогащается наша экосистема. Ведь мы не только создаем возможности для талантливых российских инженеров, чтобы они не думали уезжать куда-то. Через такие программы привлечения иностранцев мы также боремся за лучшие умы и технологии", - считает вице-президент "Сколково".