Время покупать: все, что нужно знать о программах автокредитования

Госпрограммы льготного автокредитования и риски, вызванные пандемией, подтолкнули россиян к приобретению машин на выгодных условиях, рассказал ФБА «Экономика сегодня» лидер инвестиционного сообщества ANGRY BONDS, независимый экономист Дмитрий Адамидов.

Время покупать: все, что нужно знать о программах автокредитования
© ФБА "Экономика сегодня"

Национальное бюро кредитных историй в ходе исследования рынков зафиксировало новый рекорд. Так в третьем квартале текущего года размер автокредитов на новые и поддержанные автомобили достиг 843 000 рублей, что превышает рекордный уровень конца 2019 года, а также показатели второго квартала на 11,5%.

«Продажи автомобилей выросли именно на фоне подъема количества выданных кредитов. На сегодняшний день в Российской Федерации отмечается отсутствие роста реального дохода населений в связи с экономическим кризисом, вызванным последствиями пандемии коронавирусной инфекции.

Закредитованность россиян в последние месяцы увеличивается: практически не осталось граждан, у которых нет кредитов вовсе. Поэтому срабатывают факторы, стимулирующие определенные продажи», - прокомментировал экономист Дмитрий Адамидов.

Самый большой средний размер автокредита зафиксирован в Москве на уровне 1 271 333 рублей, в Московской области в 1 048 895 рублей. В Санкт-Петербурге сумма достигла 1 029 883 рублей.

Также в число 30 регионов-лидеров попали Краснодарский край с размером автокредита в 932 458 рублей, Ханты-Мансийский автономный округ с 925 173 рублей, Чувашская Республика с 674 128 рублей, Кировская и Кемеровская области с 664 430 рублей и 637 005 рублей соответственно.

Вместо вкладов покупка авто

Росту показателей, пояснял генеральный директор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин, способствовали снятие ограничительных мер, введенных весной текущего года из-за распространения коронавирусной инфекции, а также открытие автосалонов в крупных регионах страны, где граждане смогли «реализовать отложенные на несколько месяцев спрос».

Викулин также отметил, что повышение активности произошло в связи с расширением ценового коридора и условий государственных программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». К приобретению машин россиян подтолкнуло и ожидание повышения стоимости к концу текущего года на опасениях снижения курса национальной валюты.

«После выхода из самоизоляции граждане начали приобретать квартиры и машины. Недвижимость стала популярным инструментом сохранения средств на фоне растущих опасений. Способствовал в частности и запуск государственной программы льготной ипотеки под 6,5%.

Госпрограммы льготного автокредитования могут достичь таких же успехов. Уже заметно повышение интереса россиян к возможности купить автомобиль на особых условиях.

С другой стороны, не стоит забывать о присутствующих рисках, несмотря на обеспечение кредитования в значительной степени. В любом случае, увеличение количества автокредитов может стать долгосрочной тенденцией, если государство продолжить брать на себя часть обязательств», - предположил эксперт.

Спрос на автомобили в России, полагает экономист, продолжит расти в связи с расширением автопроизводителями модельного ряда, прогнозируемым повышением стоимости, зависящей, в свою очередь, от динамики курса рубля по отношению к иностранным валютам.

В экспертном сообществе отмечают, что рынок успел восстановиться до прошлогодних показателей за последние месяцы по количеству выданных кредитов и их объему независимо от роста среднего размера автокредита.

Спрос в марте-мае упал, но благодаря господдержке в июле автокредитование впервые превысило прошлогодний уровень. В июле 2020 года банки выдали 70 тысяч автокредитов, что на 18% больше, чем в июне и на 2% больше, чем в июле 2019 года. Сумма выданных кредитов выросла до 58,4 млрд рублей, что на 23% больше, чем в июне, и на 3% больше, чем в прошлом году.

Растет и количество купленных автомобилей. Так в третьем квартале их число увеличилось на 5%, а именно до 275,8 тысячи единиц. Наибольшее количество выданных автокредитов в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге.

Продажи новых легковых автомобилей выросли в третьем квартале на 3,4% до 420,3 тысяч машин, а поддержанных автомобилей растут быстрее примерно в 2 раза больше. Последние продаются чаще третий месяц подряд.

Согласно данным «Автостата», продажи подержанных легковых автомобилей в России выросли в сентябре сразу на четверть, что почти в 7 раз больше, чем спрос на новые машины. Так в сентябре куплено 565 тысяч автомобилей с пробегом, то есть на 24% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В августе продажи выросли на 11%, в июле на 14%. Рост показателей ожидается и в конце октября на фоне запуска новой программы автокредитования, подготовленной правительством.

Льготы продлят еще на год

Правительство Российской Федерации планирует потратить 14,9 млрд рублей в 2021 году на льготные автокредиты и лизинг для поддержки автопрома. В бюджете запланировано 11,1 млрд рублей, которые направятся на льготное автокредитование в 2021 году.

Такая программа предполагает скидку в размере 10% стоимости автомобиля на покупку нового автомобиля, произведенного в России.  для жителей Дальнего Востока льгота составит 25%. Субсидию не дают деньгами, а прибавляют к первоначальному взносу. Основные условия кредита банки определяют на свое усмотрение. при этом сроки кредита не регулируются, а ставка не субсидируются.

«Программа льготного автокредитования является на данном этапе одним из ведущих драйверов развития автомобильной промышленности в России. Власти смогут проработать и другие меры, когда доходы населения начнут расти», - пояснил экономист.

Кроме того, власти приняли решение в 2020 году утвердить государственную поддержку в размере 12,5 млрд рублей, включая 10,5 млрд рублей для льготного лизинга, а также 5,5 млрд рублей на платежи банкам за льготные автокредиты в предыдущий год.

Банки, которые принимают участие в программе, получают от государства компенсацию за скидку при выдаче льготных автокредитов.

«В будущем тенденция может измениться. Если в течение нескольких лет экономическая ситуация не переломиться, то россияне финансовый сектор столкнется с увеличением числа недобросовестных заемщиков, которые не смогут обслуживать кредиты как из-за снижения доходов, так и других причин.  Развитие такого сценария может произойти при отсутствии оснований для экономического подъема в ближайшей перспективе», - добавил эксперт Адамидов.

С 1 июня правительство расширило программы льготного автокредитования. Правительство 21 мая утвердило распоряжение о выделении Министерству промышленности и торговли Российской Федерации 25 млрд рублей, в том числе 7 млрд рублей на программу льготного автокредитования.

«Пандемия коронавирусной инфекции оказала негативное влияние на малый и средний бизнес, а также на россиян. Граждане все чаще обращаются в банки с заявлениями на оформление кредитных каникул. То есть парадоксальным образом в одном месте россияне оформляют отсрочку, а в другом – берут кредит на приобретение квартиры или машины. Столь странная тенденция может развиваться.

Национальная экономика находится в кризисном положении и переживает отскок. Очевидного перелома еще не произошло, так как сложившаяся ситуация не похожа на прежние. Кризис, вызванный пандемий, не резкий и быстрый, а, скорее, длинный. Поэтому для дальнейшего прогнозирования необходимо дождаться изменений и сдвигов», - резюмировал экономист.