"Мне хотя бы пять таблеток до завтра": из аптек республики исчезли жизненно важные препараты

Депутаты Госдумы от республики хотят изменить законодательство, чтобы решить проблемы льготников

"Мне хотя бы пять таблеток до завтра": из аптек республики исчезли жизненно важные препараты
© Реальное время

Пока Дмитрий Медведев планирует сделать бесплатными для россиян лекарства, выдаваемые по рецепту врача, казанцы мечутся в поисках прописанных докторами препаратов и не могут купить их ни за какие деньги. Из татарстанских аптек исчезли лекарства из перечня ЖВНЛП — жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов. Ни по льготному рецепту, ни за деньги, например, невозможно купить Метипред (метилпреднизолон) и Таваник. О причинах дефицита препаратов и мерах, с помощью которых российские законодатели надеются изменить ситуацию — в материале "Реального времени".

"Это лекарство у кого-то другого отняли!"

Казанский инвалид II группы Рафаэль Шакиров получил копеечный по нынешним временам Метипред (200-230 руб за 30 таблеток) только после того, как распространил в Интернете видеообращение к министру здравоохранения Татарстана. Подчиненные министра привезли упаковки в Казань из дальнего района республики. Рафаэль недоволен:

— Они же это лекарство у кого-то другого отняли! Так нельзя!

Шакиров говорит, что дешевые таблетки, без ежедневного приема которых он к вечеру начинает задыхаться до такой степени, что приходится вызывать скорую, он купил бы — но в продаже их нет. На сайтах справочных аптек висит предупреждение: "Товар пользуется повышенным спросом в период пандемии!" — и ни одного адреса, по которому таблетки были бы в наличии.

Но с заболеванием Рафаэля (у него ХОБЛ, хроническая обструктивная болезнь легких) требуются и более дорогие препараты, которые он, как инвалид, должен получать бесплатно. Ингалятор Фостер, Пульмикорт, Беродуал, препарат Спирива стоят от 2-2,5 тыс. рублей, поэтому на закупку всего набора необходимых лекарств уходит 10-12 тыс. рублей в месяц. Это как раз две пенсии инвалида II группы.

Казанцы мечутся в поисках прописанных докторами препаратов и не могут купить их ни за какие деньги. Фото Маргариты Головатенко

— До пандемии меня регулярно укладывали в больницу, в пульманологические отделения, которые сейчас перепрофилированы на лечение коронавируса, — говорит Шакиров. — И лежавшие со мной пациенты тоже жаловались на отсутствие лекарств. Не поверите — периодически для льготников даже аспирина не было.

Про отсутствие жизненно важного метипреда на днях рассказала в соцсети жительница Казани Анаит Аракелян — женщина расплакалась в камеру: "Мне хотя бы пять таблеток до завтра!". В итоге таблетки она получила — ими поделились коллеги по насчастью.

Кроме Метипреда, из аптек пропали Таваник (активное вещество — левофлоксацин, обладает антибактериальным действием), Клексан (применяется для профилактики тромбозов) и ряд других лекарств, которые применяются, в частности, при лечении COVID-19.

Факты отсутствия вышеперечисленных лекарств в аптеках и неудовлетворительного обеспечения ими льготников "Реальное время" попросило прокомментировать Минздрав РТ и Территориальный орган Росздравнадзора по РТ. По получении ответов наше издание их опубликует.

"Совпали кризис, ажиотаж и введение маркировки"

— На самом деле в аптеках сегодня нет многих препаратов, — говорит депутат Государственной Думы, врач-психиатр Борис Менделевич. — Не только для лечения легочных заболеваний — нет антибиотиков, противовирусных препаратов, лекарств для диабетиков. И проблем здесь на самом деле две — одна накладывается на другую. Первая — это связанный с пандемией коронавируса кризис и реакция людей на него. Ажиотажный спрос, стремление создать запасы ведут к дефициту.

По мнению Менделевича, именно с "коронавирусным" ажиотажем связан резкий рост продаж лекарств, зафиксированный в январе-сентябре в российских аптеках — на 10,9%:

— Продажи выросли, а наша фарминдустрия, которая сильно зависит от импорта, не справляется с такой нагрузкой.

Вторая причина дефицита, говорит парламентарий, — введение обязательной маркировки лекарственных препаратов. Идея очень полезная — маркировка позволяет проследить весь путь каждой таблетки от производителя до прилавка, контролировать ценообразование, планировать закупки и бороться с фальсификатами. Однако маркировка — процесс, требующий времени и затрат, и несмотря на то, что многим препаратам в связи с коронавирусом предоставили "отсрочку", хороший по сути закон, заработавший в условиях экономического кризиса и пандемийного спроса усугубил дефицит лекарств. Аптеки под угрозой штрафа не рискнули выложить на прилавки немаркированную продукцию.

— По этому поводу ко мне и другим депутатам, было очень много обращений от пациентов, и я рад, что нас услышали в правительстве и на днях ввели уведомительный характер маркировки, — сказал Борис Менделевич. Думаю, в ближайшую неделю ситуация начнет выправляться. И надеюсь, что на период пандемии этот порядок будет пролонгирован.

Аптеки под угрозой штрафа не рискнули выложить на прилавки немаркированную продукцию. Фото Маргариты Головатенко

"Пора отходить от 44-го закона"

Что же касается проблем льготников, то, по мнению Бориса Менделевича, в системе их лекарственного обеспечения надо срочно многое менять:

— Перебои тут тоже связаны с "коронакризисом", но не только с ним.

По мнению собеседника "Реального времени", в связи с пандемией основные средства брошены на борьбу с коронавирусом:

— Я предполагаю, что часть финансирования в таких условиях может уйти на эти цели — с тем, чтобы потом их возместить. Сделать это чиновники, возможно не успели. Но есть еще системная проблема — лекарства для льготников приобретаются на конкурсной основе в рамках ФЗ-44. Федеральный закон обязывает покупать у того, у кого дешевле. А чиновник выставляет уже минимальную цену, чтобы не обвинили в завышении. На эту цену никто не заявляется. Конкурс не состоялся, и надо объявлять новый — так уходят месяцы, а запасов лекарств немного...

Куда перспективнее и быстрее вопрос обеспечения льготников решался бы, по мнению депутата, если бы закупки осуществлялись без конкурса — на основании простых переговоров о цене, и закупались бы лекарства не у посредников, а прямо у производителей:

— Договариваться надо с "большой фармой", уходя от промежуточных накруток. Пора отходить от 44-го закона!

"Надо менять принципы"

Инициатором изменений в законодательной "базе" льготного обеспечения лекарствами является другой "наш человек" в Госдуме — экс-министр здравоохранения РТ Айрат Фаррахов. Он напомнил "Реальному времени" и о других слабых сторонах организации работы с льготниками:

— Надо менять сами принципы, положенные в основу программы льготного обеспечения лекарствами. Сейчас здоровый платит за больного, и людям предоставлено право выбирать — деньги или лекарства. Огромное количество людей, которым лекарства не нужны или не подходят те лекарства, которые есть в программе, вышли из нее. В итоге для тех, кто в программе остался, стоимость лекарств оказалась значительно больше, чем имеющиеся в ней деньги. И несмотря на то, что органы здравоохранения активно проводят разъяснительную работу, разъясняют, что не стоит забирать льготу деньгами, люди выбирают более рациональный подход... И сегодня уже очевидно, что надо искать новые пути: в программе осталось менее четверти граждан [имеющих право на льготы], а препараты дорожают.

Айрат Фаррахов осознает, что изменить принципы организации льготного лекарственного обеспечения — непростая задача. В первую очередь потому, что необходимые, по его мнению, изменения в законодательстве неминуемо "ужмут" льготников в правах — лишат возможности выбрать деньги:

— А действующее законодательство этого не позволяет. Создается коллизия, разрешение которой потребует большой политической воли и значительных финансовых ресурсов. Однако разрешать ее необходимо: пандемия коронавируса когда-то закончится, а решать вопрос увеличения продолжительности и качества жизни людей, страдающих хроническими заболеваниями, необходимо, и его не решишь строительством больниц. В России пожилой человек в среднем получает вчетверо меньше препаратов, чем его сверстник на Западе. И чувствует себя, соответственно, хуже.

Что же касается отхода от требований ФЗ-44 с конкурсными закупками, то сейчас, говорит он, "экономия носит формальный характер, поэтому нужны новые методы регулирования". И речь не только о прямых договоренностях с "большой фармой" о поставках лекарств, но и о долгосрочных контрактах с производителями инновационных препаратов, как это делается в ряде стран. Сейчас законодательство позволяет их заключать не более, чем на три года, а надо лет на 5-10 — только в этом случае, считает Фаррахов, контракты с производителями-держателями регистрационных удостоверений препаратов позволят обеспечить экономию и стабильность поставок лекарств.

Фото Ильи Репина

Нам приходится ежемесячно ходить на прием к врачу, стоять в очередях за рецептами, рискуя заразиться коронавирусом, потом ехать в определенную аптеку общественным транспортом, если нет лекарства — ехать туда за ним еще раз... Зачем?

"Зачем нам ежемесячно стоять в очередях, рискуя заразиться коронавирусом?"

Безальтернативное обеспечение лекарствами льготников — когда нельзя было выбирать между "натурой" и деньгами — мы уже проходили тридцать лет назад. И у этого подхода также было слабое место: в 90-х "натуры" вечно не хватало, и рецепты своевременно не "отоваривались". Сработает ли этот механизм более эффективно в новых условиях — увидим.

Что же касается сегодняшних льготников, то им хотелось бы изменений в организации снабжения препаратами не только в перспективе, но и прямо сейчас. И тут речь — о чисто технических и при современном уровне развития IT-технологий, легко реализуемых вещах.

— Когда в период самоизоляции потребовалось с помощью смс-сообщений отслеживать передвижение граждан, у нас в республике в считанные дни разработали и запустили соответствующий портал, и средства на это нашли, — рассуждает Рафаэль Шакиров. — А с льготниками, вся информация о которых уже имеется в компьютерах медучреждениий, аптек, Пенсионного фонда и так далее, почему-то никак не решат вопрос. Нам приходится ежемесячно ходить на прием к врачу, стоять в очередях за рецептами, рискуя заразиться коронавирусом, потом ехать в определенную аптеку общественным транспортом, если нет лекарства — ехать туда за ним еще раз... Зачем? Почему нельзя сделать так, чтобы из поликлиники раз в месяц в электронном виде передавали мой рецепт прямо в аптеку, а оттуда уже, когда поступит лекарство, мне звонили: "Приезжайте, заберите"?