Квинтэссенция современной турецкой внешней политики

Если современную внешнюю политику Турции определить предельно кратко, используя бизнес-лексику, получится следующее: Турция идет на обострение в сфере внешней политики на всех возможных направлениях своих интересов, меняя экономическую стабильность и текущие экономические показатели на будущие внешнеполитические дивиденды.

Делается это в расчете на то, что её новый статус региональной сверхдержавы должен, с неизбежностью, не только окупить все потери, но и позволить стране качественно изменить и свое экономическое положение — в том числе, через доступ к собственной ресурсной базе и через общее повышение своего экономического влияния.

Эта турецкая «бизнес-гипотеза», безусловно, имеет право на существование в условиях, когда конкуренты либо заняты, либо забуксовали.

needpix.com

Другой вопрос, что чем более амбициозна бизнес-гипотеза, тем больше «начальных инвестиций» требуется на её реализацию.

Оттого многие проекты и прогорают, не дождавшись точки окупаемости – даже при многообещающей начальной идее, им попросту не хватает «подкожного жира».

И в такие моменты «инвесторы», могут просто выйти из проекта, ну или сменить «совет директоров компании».

У Турции есть достаточно серьезная инфраструктура – промышленная и логистическая, есть работающий бизнес, причем достаточно диверсифицированный, есть растущее, трудоспособное и пассионарное население. Есть обстрелянная армия и есть мягкая сила, опирающаяся на многочисленную диаспору турок, проживающих за рубежом.

И, наконец, есть ИДЕЯ о «вековом пробуждении тюрок», которая в обозримой перспективе должна привести к росту турецкого влияния в тюркском мире, состоящем как из стран-бывших республик Советского Союза, так и из регионов компактного проживания тюрок в государствах, где они не являются системообразующими народами.

В дальнейшей перспективе, эта идея может дорасти до интеграции тюркского населения мира в некий аналог Европейского Союза при лидирующей роли Турции. Первичный фундамент для этого в виде Совета Сотрудничества тюркоязычных государств и других структур Турцией уже, к настоящему времени, заложен.

Бизнес-план нынешнего турецкого руководства, очевидно, приходит к выводу, что топлива для выхода страны на новую орбиту хватит при том, что обстоятельства — благоприятствуют.