Поддержку предпринимательства предложили разделить для богатых и бедных регионов

Ольга Образцова из РЭУ имени Плеханова и Александр Чепуренко из Высшей школы экономики опубликовали работу «Предпринимательская активность в России и ее межрегиональные различия», в которой проследили динамику и региональные особенности склонности населения России к ведению бизнеса. Авторы уверены, что России необходимо разделение господдержки бизнеса в богатых и бедных регионах для упрощения начала своего дела тем, кому это необходимо. Обзор работы опубликовал «Коммерсантъ».

В региональном разрезе авторы разделяют субъекты России на три типа — «благополучные» (столичные города, Московская область и профицитные в бюджетном отношении Тюменская область, ХМАО и ЯНАО), регионы «с инвестиционными проблемами» (41 регион со средним уровнем экономического развития) и «с социальными трудностями» (32 субъекта России, «экономическая периферия»). Желание начать свой бизнес в этих типах регионов зависит от определенного набора факторов.

Так, в «успешных» субъектах к этим факторам относятся материальное положение семьи, проживание в крупном городе и образование. При этом авторы отмечают, что наличие у человека собственности или ценных бумаг снижает интерес к предпринимательству.

В регионах с инвестпроблемами на желание начать бизнес влияют непосредственно наличие капитала, опыт финансовых операций, материальное положение семьи и доступность кредита. Образование и возраст в проблемных и бедных регионах могут снизить желание начать дело из-за трезвой оценки сложностей. Также экономическая нагрузка в семье может дестимулировать потенциальных предпринимателей, как и возможность получения кредитов, которые, скорее всего, будут потрачены на текущее потребление.

Таким образом. в «успешных» регионах на развитие предпринимательства влияют «поддержка предпринимательских университетов, промышленная политика содействия выживанию и развитию отраслевых цепочек с высокой добавленной стоимостью, льготы для МСП в сфере экономики впечатлений и др.», а для второго и третьего типа — развитие микрофинансирования, формирование инфраструктуры для небольших бизнесов, «а также, возможно, ослабление мер фискального контроля в отношении неформального предпринимательства».